Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - О

К оглавлению

Мюллер

МюллерМЮЛЛЕР Фридрих [1749—1825] — прозванный Müller-Maler (Maler — живописец) — немецкий лирик и драматург эпохи "бури и натиска", сын пекаря; в начале своей деятельности — придворный художник курфюрста в Маннгейме. Среди писателей "бури и натиска" Мюллер занимает особое место. Характерный для поэтов этой группы и возводившийся ими в абсолют мелкобуржуазный индивидуализм, постоянный конфликт между "я" и "миром", между "гениальной" личностью и социальной действительностью, завершается в творчестве Мюллера не трагедией и пессимизмом, а отказом от субъективизма. Руссоистский культ природы М. доводит до грубого натурализма, тяготение к народности в духе Гердера — к доморощенной банальности. Модной изысканности, педантической ученой поэзии, придворному рококо Мюллер противопоставляет свои красочные картины действительности, свои живописные идиллии: "Ульрих фон Коссгейм" (Ulrich von Cossheim), "Стрижка овец" (Die Schafschur), "Ореховое ядро" (Das Nusskern) и др. Пьесы М. представляют драматизированные исторические рассказы или легенды; такова его приближающаяся к опере "Ниоба" (Niobe, 1778) или "Голо и Геновева" (Golo und Genoveva, 1780). Жажда власти и свободы придавленного феодализмом мелкого буржуа, выливающаяся в форму метафизических исканий, вызывает у М. (как и у Лессинга, Гёте и Клингера) интерес к образу Фауста. В 1778 появилась "Жизнь Фауста" (Fausts Leben), первая часть пенталогии, продолжения к-рой не последовало. Однако "Фауст" М., насколько можно судить по сохранившемуся фрагменту, лишен философской глубины гётевской трагедии и политической остроты романа Клингера. Фауст М. — всего лишь ненасытный сластолюбец, отдающий себя аду за миг чувственных наслаждений (см. "Фауст"). М. — один из наиболее ярко выраженных провозвестников подымающегося провинциально-городского бюргерства. Во многих отношениях он является предшественником немецкого мелкобуржуазного романтизма; своим пристрастием к миру народных сказаний и песен он оказал сильное влияние на Л. Тика.

 Библиография:  I. Werke, hrsg. v. L. Tiek, 3 Bände, 1811—1825; Ausgewählte Dichtungen, hrsg. v. Aug. Sauer, 1885; Gesamtausgabe der Idyllen v. O. Heuer, 3 Bände, Lpz., 1914.
II. Monographien von B. Seuffert (1877), A. Luntowski (1908), Fr. Meyer, Maler-Müller-Bibliographie, 1912; L. Fränkel, Maler-Müllers Auferstehung, Berlin, 1918; Denk, Friedrich Müller, der Maler-dichter und Dichter-maler, 1930.
Г. Гупперт

Другие люди и понятия:

Мюллер-Фрейенфельс

Мюллер-ФрейенфельсМЮЛЛЕР-ФРЕЙЕНФЕЛЬС Р. [1882—] — немецкий психолог, представитель психологической школы в поэтике. Исходя из понятия о типе как "преобладающем предрасположении, свойственном в одинаковой мере… Полная информация

Мюнхгаузен

МюнхгаузенМЮНХГАУЗЕН [Münchhausen] — герой "мюнхгаузиад", анекдотических рассказов о баснословных военных и охотничьих приключениях и фантастических путешествиях барона М., олицетворяющего нелепое и… Полная информация

Мюрже

МюржеМЮРЖЕ Анри [Henry Murger, 1822—1861] — французский писатель. Р. в семье портного. Рано попадает в среду так наз. богемы (см.), пополнявшейся в то время гл. обр. выходцами из кругов городского мещанства…. Полная информация