Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Парни

ПарниПАРНИ Эварист Дезире де Форж, виконт [Evariste Désiré de Forges, vicomte de Parny, 1753—1814] — франц. поэт, уроженец одного из о-вов Индийского океана. По происхождению француз, с примесью африканской крови. Получив образование во Франции, поступил на военную службу. В 1778 выпустил книгу элегий — "Эротические стихи" (Poésies érotiques) и тематически к ней примыкающие "Стихотворные мелочи" (Opuscules poétiques, 1779). Обе книги имели бурный успех и вызвали одобрительный отзыв Вольтера, окрестившего П. крылатым прозвищем "французского Тибулла". В годы революции, потеряв все свое состояние, П. то служил на гражданской службе, то жил на свои лит-ые заработки в качестве писателя-профессионала. В 1799 была опубликована его большая эротическая и антирелигиозная поэма в стиле вольтеровской "Pucelle" — "Война древних и новых богов" (La guerre des dieux anciens et modernes), сопровождавшаяся огромным успехом и выдержавшая в течение года три издания. За ней последовал ряд других поэм, по большей части в том же роде: "Путешествие Селины" (Le voyage de Céline), "Потерянный рай" (Le paradis perdu, 1805), "проповедь" в стихах "Библейские любовные истории" (Les galanteries de la Bible), наконец "Христианида" (Christianide), рукопись к-рой была выкуплена за большую сумму правительством Реставрации и предана сожжению. В 1803 П. был выбран в Академию. В последние годы жизни им были написаны: "скандинавская поэма" "Иснель и Аслега" (Isnel et Aslega), поэма в "картинах" "Переодевания Венеры" (Les déguisements de Venus) и др.
Антирелигиозные поэмы П. определили во время реакции, начавшейся еще при жизни поэта, его репутацию крайнего нечестивца и безбожника. "Война богов" и другие "библейские" поэмы П. были запрещены к переизданию во Франции. Не включены они как "оскорбляющие религиозное чувство" и в новейшее издание сочинений П. 1862.
Сложившееся в исторический период, непосредственно предшествовавший великому революционному взрыву [1789—1793], творчество П. отражает самочувствие средних слоев французского дворянства, жестоко потрясенного экономическими кризисами и финансовыми катастрофами эпохи двух последних Людовиков. Основные мотивы "Эротических стихов" — легкий эпикуреизм, изящный культ чувственной радости, упоение сладострастием, характерные для придворного "галантного" стихотворства, — уживаются у П. с прямо противоположными им мечтательно-элегическими тонами, порожденными спецификой внутриклассового бытия его группы. В "Эротических стихах" Парни впервые на протяжении всей французской классической поэзии XVIII в. заговорил языком подлинного чувства. С особенной силой элегические ноты звучат в 4-й книге "Эротических стихов" (повесть о несчастной любви), делающей П. одним из самых выдающихся франц. поэтов-элегиков. С похвалой о "прекрасных стихах к Элеоноре", входящих в состав "Эротических стихов", отзывался и Маркс.
Недовольство слоев разоряющегося среднего дворянства существующим положением вещей породило в творчестве П. элементы вольномыслия и даже политической оппозиционности. Так, в письмах к друзьям с родины, к-рые П. разрабатывал как особый художественный жанр и публиковал в прижизненных собраниях своих сочинений, он разражается горькими и негодующими тирадами по поводу рабства негров, несколько напоминающими нашего Радищева (по убедительному указанию П. Морозова они имели некоторый отзвук и в знаменитой пушкинской "Деревне").
В послании к повстанцам Бостона ("Épître aux insurgents de Boston", 1777), к-рые решили обходиться "без папы, без королей и королев", Парни громит "неумолимую тиранию", "чудовище, которое под различными именами угнетает порабощенную Европу". Эта оппозиционная настроенность П. сделала его почти попутчиком нового порядка. Написанная им в пореволюционное время "Война богов" явилась одним из самых разрушительных антицерковных и вообще антихристианских произведений мировой литературы.
Но и в бурях революции Парни остался верен себе. Стиль так наз. "революционного классицизма" не оказал на него никакого влияния. Во время максимального революционного подъема [1789—1794] его муза молчала. Новый расцвет поэтической деятельности П. начался в период Директории. Чувственный разгул, охвативший круги пришедшей в это время к власти цензовой буржуазии, способствовал широчайшему развитию в его творчестве эротических мотивов. На этой тематике в сущности выросли и библейские поэмы П. — ряд в высшей степени откровенных сценок и эпизодов все в том же галантно-эротическом стиле XVIII в. Но и после революции П. продолжал в значительной мере сохранять свою старую дворянскую психологию. Так, давая в своей "Войне богов" в лице христианской троицы памфлет на торжествующую глуповатую и самодовольную буржуазию Директории, Парни сочувственно противопоставляет ей низложенных ею гордых и прекрасных богов-аристократов древнегреческого Олимпа.
В творчестве П. поэтика французского классицизма дает явную трещину. П. победоносно вводит во французскую лит-ру жанр элегии. В его "Мадегасских песнях", в проникнутой оссиановскими мотивами поэме "Иснель и Аслега", в письмах и стихах из Индии, Африки и Америки, дававших волнующие описания экзотических "земных раев", мы имеем первые зачатки романтизма. Но в основном П. все же продолжает оставаться типичным классиком — "первым классическим поэтом века Людовика XVI", как именовала его современная ему критика. Стиль П. почти целиком находится в русле классической традиции. Наиболее существенными его чертами являются замечательная чистота, ясность и точность языка, афористическая острота концовок, чувственная осязательность образов. Характерно и его тяготение к большим формам. Четыре книги своих эротических стихов он своеобразно строит как некое композиционное целое, своего рода роман в элегиях. Двойственность поэтического творчества П. обусловливает и его историко-литературную роль. Обласканный "сходящим в гроб" Вольтером, Парни оказал сильнейшее влияние на первые лит-ые шаги родоначальника французского дворянского романтизма Шатобриана, на поэзию Ламартина. Вместе с тем обличительные тенденции его непристойно-кощунственных поэм были восприняты отцом политического куплета, молодым Беранже, высоко ценившим творчество П., воспевшим его смерть и издавшим его сочинения.
Сильнейшее воздействие оказал П. как творец любовной элегии и один из наиболее ярких представителей так наз. "легкой поэзии" (poésies fugitives) на русскую лит-ру. Оно сказалось уже в конце XVIII в. в любовных песенках Нелединского-Мелецкого, но с особенной силой обнаружилось в два первых десятилетия XIX в. В русской поэзии этого времени П. был одним из самых популярных имен, сохранившим свое обаяние вплоть до проникновения к нам первых произведений Байрона. Стихи П. переводились Крыловым, Жуковским, Вас. Пушкиным, Денисом Давыдовым, Баратынским и мн. др. Его влиянием проникнуто все поэтическое творчество Батюшкова, как и творчество молодого Пушкина, последние переложения к-рого из Парни относятся к 1824. Один из всех русских подражателей Парни, Пушкин усвоил и эротически-антирелигиозную традицию его библейских поэм: нек-рые места в "Гаврилиаде" являются почти буквальным переводом из них.

 Библиография:  I. Переводы на русский язык — в сборнике "Французские лирики XVII века", составленном И. М. Брюсовой, под ред. и с предисл. Валерия Брюсова, М., 1914; Œuvres complètes, 5 vv., P., 1808; Œuvres complètes, 2 vv., Bruxelles, 1824; То же, Р., 1831 (с участием Беранже); Œuvres (Élégies et poésies diverses avec une préface de M. Sainte-Beuve), P., 1862; Lettres familières de Parny, "Revue d’histoire littéraire de la France", P., 1928, №№ 3 et 4.
II. Sainte-Beuve C., Portraits contemporains et divers, v. III, P., 1855; Морозов П., Пушкин и Парни, изд. "Пушкин", [Сочинения], под редакцией С. А. Венгерова, издание Брокгауза и Ефрона, т. II, СПБ, 1907.
Д. Благой

Другие люди и понятия:

Парнок

ПарнокПАРНОК Софья Яковлевна [1885—1933] — русская буржуазная поэтесса. Печататься начала с 1906. В 1916 вышел первый сборник — "Стихотворения". В пореволюционных стихах П. новая действительность… Полная информация

Пародия

ПародияПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс,… Полная информация

Паронян

ПаронянПАРОНЯН Акоп [1842—1891] — армянский писатель, классик, крупнейший сатирик. Р. в Адрианополе. Редактировал журналы "Мегу" (Пчела), "Татрон" (Театр) и "Хикар". Подвергался преследованию… Полная информация