Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Пасторела

ПасторелаПАСТОРЕЛА [старопровансальское — pastorela, или pastoreta, старофранцузское — pastourele, или pastourete, — "песня о пастушке"] — один из характерных жанров романской куртуазной лирики, к-рому в немецком "деревенском миннезанге" ближе всего соответствует Reigen, а отчасти и Winterlied. Основанием для выделения жанра служит характерная особенность тематики — введение в круг действующих лиц П. крестьян и пастухов. Обычно сюжетную схему П. образует спор крестьянской девушки или пастушки с рыцарем-поэтом, желающим удовлетворить внезапно вспыхнувшую страсть: в одних случаях девушке удается ловкими речами избавиться от назойливого ухаживателя, в других — он добивается желанного обещаниями и прямым насилием. П. с подобной сюжетной схемой обычно называют "классической" В некоторых случаях куртуазный герой устраняется — спор идет между пастухом и пастушкой — или пьеса утрачивает эротический и приобретает дидактический характер: поэт-рыцарь выслушивает наставления почтенного пастуха. Другой распространенный тип пасторелы — так называемая "описательная пасторела", или "пасторела-сценка". Куртуазный поэт выступает здесь в качестве наблюдателя, который рисует весенний праздник и крестьянское веселье.
Наиболее обычными признаками формы пасторелы являются небольшой объем (чаще всего 5 строф), строфическое строение, соединение в строфе стихов разного размера, сложное переплетение рифм и частое применение сквозной рифмы. Во французской пастореле обычен рефрен, в провансальской, более куртуазной по форме и содержанию, он отсутствует.
Своеобразное соединение в тематике П. образов рыцаря и крестьянки, упоминание о весенних обрядах, наличие таких песенных элементов, как припев, наводят на мысль о фольклорных истоках П., тогда как самый характер диалога, идиллический колорит изображаемого, куртуазный облик пастушки заставляют искать прототип П. в латинской ученой и вагантской поэзии средневековья. Исследователи П. колеблются между этими двумя гипотезами.
Многое позволяет утверждать, что пасторела сложилась и развилась в среде феодально-аристократической. В жанре этом могли быть в своеобразном преломлении использованы элементы фольклора, так же как недостающие в жизни розовые краски пастушеской идиллии должны были заимствоваться из традиций латинской поэзии.
Это предположение, нуждающееся в более детальном обосновании, подтверждается и внешней историей П., возникающей в период расцвета рыцарства [в XII в.] и незаметно перерождающейся в придворную идиллию и эклогу XIV—XV вв., совершенно лишенные фольклорных реминисценций.

Библиография на русск. яз. до 1911 приведена у В. Шишмарева, Лирика и лирики позднего средневековья, П., 1911 (гл. I. Пастурель); La pastourelle dans la poésie eccitane du moyen âge. Textes publ. et trad. p. J. Audian, P., 1923; Piguet E., L évolution de la pastourelle du XII-е siècle à nos jours, Basel, 1927; Jones W. P., Some Recent Studies on the Pastourelles, "Speculum", 1930, April.
R. S.

Другие люди и понятия:

Пасынков

ПасынковПАСЫНКОВ Лев Павлович [1886—] — советский писатель. Р. в семье железнодорожника в Ростове-на-Дону. В 1907 окончил железнодорожное училище. Работал техником на Владикавказской жел. дороге. В… Полная информация

Патер

ПатерПАТЕР Вальтер [Walter Pater, 1839—1894] — английский писатель-импрессионист, лит-ый критик и теоретик искусства. Учился в Оксфорде. С 1864 — профессор западной лит-ры в Брейзномэ. С 1869 по 1871 Патер выпускает… Полная информация

Патканян

ПатканянПАТКАНЯН Рафаэль [1830—1892] — псевдоним армянского поэта и беллетриста Камара-Катипа. Р. в Нахичевани. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии). Свою лит-ую… Полная информация