Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

‘Перевал’

'Перевал'"ПЕРЕВАЛ" — лит-ая группировка 1923—1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. "Красная новь". Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от "Молодой гвардии" и "Октября". Вскоре в "Перевал" вошли писатели: прозаики — А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие; поэты — Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др.; критики — А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из "П." М. Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы "П." отход от "Перевала" сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. "Красная новь", "Новый мир", в сборниках "П." (1—8, последние два сборника носят название "Ровесники").
"П." боролся с пролетарской лит-рой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось "П." как "бескрылый бытовизм", "примитивное направленчество", "красная халтура". "П." задачей творчества ставил "раскрытие внутреннего мира" и "его новое эстетическое оформление". Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, "органического" искусства полагались "непосредственные", "первоначальные", "детские" впечатления. "Древность" Н. Зарудина, "Мастерство" П. Слетова — характерные произведения "Перевала". Творчеству "П." свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, "гуманистический" подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу ("Молоко" Ив. Катаева).
Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги: лозунг "искренности творчества", под флагом к-рого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения; лозунг "моцартианства", под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг "нового гуманизма", противопоставленный "П." реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.
Установки "П." встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о "П." в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа "П." квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач лит-ой и общественной современности. Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные — по мнению перевальцев — нападки, новая "декларация" перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. К числу самых последних документов "Перевала" принадлежит "Наша заявка", подписанная инициативной группой перевальцев, в к-рой сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве. Бегство от современной классовой борьбы, от трудностей реального строительства социализма в некое идеальное, рисуемое воображением перевальцев в весьма идиллических тонах "бесклассовое общество" Ангарстроя — таков реальный смысл поданной заявки.
Последний (8-й) сборник "Перевала" ("Ровесники", 1932) также не был показателем идейной и творческой перестройки. Центральное произведение сборника, роман Н. Зарудина "Тридцать ночей на винограднике", отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику буржуазно-индивидуалистического мировоззрения.
"П." позднее других лит-ых группировок реагировал на постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 в смысле отказа от групповщины. Лишь на первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября — 3 ноября 1932) перевальцами было подано заявление о роспуске группы. Большинство писателей "П." встало сейчас на путь преодоления реакционных воззрений группы в прошлом и ставит задачей поднять свое творчество на уровень требований современности.

 Библиография:  I. Сборники "Перевал", 1—6, Москва, 1922—1928; Сб. 7, "Ровесники", М., 1930; Сб. 8, "Ровесники", М., 1932; Антология "Перевальцы", М., 1930; Декларация "Перевала", "Красная новь", 1927, № 2; Перевал и искусство наших дней (декларация), "Литературная газета", 1930, № 15—16; Наша заявка, "Литературная газета", 1931, № 27.
II. Против буржуазного либерализма в художественной литературе, Дискуссия в Коммунистической академии, М., 1930; Авербах Л., Куда растет школа Веронского, в сб. "С кем и почему мы боремся", М., 1930; Серебрянский М., Эпоха и ее "ровесники", "На литературном посту", 1930, № 5—6; Гроссман-Рощин И. С., Черное дерево, "На литературном посту", 1930, № 10; Нович И., Певцы классового мира ("Перевал" сегодня), Москва, 1930; Бочачер М., Гальванизированная воронщина, "Печать и революция", 1930, № 3; Ольховый В., Знамя художественной реакции (О лозунгах "Перевала"), "Молодая гвардия", 1930, № 10; Федосеев Г., Маски реакционных вожделений, "Земля советская", 1930, № 4; Глаголев А., О художественном лице "Перевала", "Новый мир", 1930, № 5; Залесский В., Перевальцы в провинции, "На литературном посту", 1930, № 13—14; Блюм Э., Буржуазно-либеральная критика за работой (Критическая продукция"Перевала"), "Печать и революция", 1930, № 5—6; Мессер Р., Эстетика Бергсона и школа Воронского, "Литература и искусство", 1930, № 1—2; Бабушкина А., Против кулацкого гуманизма, "Земля советская", 1931, № 1; Серебрянский М., Воронщина сегодня, "На литературном посту", 1932, №1; Лебедев Г., В стороне от дороги (Перевальский сборник "Ровесники", № 8), "Октябрь", 1932, кн. VIII.
А. Прозоров

Другие люди и понятия:

Переверзев

ПереверзевПЕРЕВЕРЗЕВ Валериан Федорович [1882—] — профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете. С 1902 участвовал в соц.-дем. движении, примыкая к меньшевикам…. Полная информация

Перевод

ПереводПЕРЕВОД. I. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРЕВОДА. — Лит-ый (или художественный) П. представляет собой проблему, далеко выходящую за пределы чистой литературно-лингвистической техники, поскольку… Полная информация

Перегудов Александр Владимирович

Перегудов Александр ВладимировичПЕРЕГУДОВ Александр Владимирович [1894—] — советский писатель. Р. в с. Дулеве, Иваново-Вознесенской губ., в семье конторщика. Окончил Московское промышленное училище. Печататься начал с 1911. В… Полная информация