Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Описательная поэзия

Описательная поэзияОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ — термин, обозначающий жанр, охватывающий поэтические произведения обычно крупного размера, описывающие ландшафт. Первые образцы О. п. можно найти еще в XVII в. [Д. Денам (G. Denham) — поэма "Куперз Хилл" (Cooper’s Hill, 1642) и др.], но существование О. п. как жанра начинается в XVIII. в. в Англии, когда обуржуазившееся дворянство, а вместе с ним гонящаяся за "джентльменством" буржуазия начинают воспринимать "утехи бытия" как непременный атрибут повседневной жизни. В среде спасенных от разорения дворян и стремящихся войти в ряды землевладельцев буржуа возникает потребность в сочувственном и достаточно обстоятельном отображении сельской жизни с ее "радостями" на лоне плодоносной вечно молодой природы.
Создателем О. п. как жанра выступает английский поэт Томсон, автор знаменитой в свое время поэмы "Времена года" (The Seasons, 1726—1730), вызвавшей многочисленные подражания в зап.-европейской лит-ре XVIII в. Центральный момент жанра — природа — выступает основной темой произведения; человек же входит в поэму в качестве неотделимого от природы элемента. Последняя дается в тщательных и подробных описаниях, лишенных аллегорических или символических тенденций. Перед наблюдателем (в поэме не действующим) проходит ряд картин, дополняющих, оттеняющих, развивающих одна другую. Иные, окрашиваемые чувствительностью, нередко связанные с идеями деизма, разрастаются в эпизоды, сочетаясь с "живописностью". При этом О. п. часто мыслится авторами как профессиональное, деловое сообщение. Томсон описывает ужение: "Но пусть на твоем крючке пытаемый червь Судорожно не вьется в корчевых кольцах и т. д." ("Весна"). Подражатель Томсона, французский поэт Делиль желает "дать урок об том, как нарядить лужайку, холм, лесок" ("Сады", перев. Воейкова), дает советы об акклиматизации в "Сельском жителе" и пр. Такого рода отступления, занимающие основное место в "эпизодах" О. п., весьма характерны для практицизма сознания обуржуазившегося дворянства, стремившегося включиться в развитие капиталистических отношений, делавших в Англии XVIII в. значительные успехи.
"Времена года" имели очень большой успех. Им открыто подражали Сен-Ламбер, Лео — авторы одноименных поэм ("Les saisons") — и др. Однако жанр в самой Англии в сущности заканчивается Томсоном. Все большее обуржуазивание лит-ры увеличивает в поэзии роль человека, — из пассивной фигуры превращает его в активную, спокойная дескрипция сменяется либо технологической дидактикой, либо сентиментальным натурализмом.
Описательную поэму у отступающей аристократии сменяет оссианизм (см. "Оссиан"), где ландшафт играет конструктивно-эмотивную роль, и меланхолическая лирика [Коллинз, Грей], переходящая в кладбищенскую поэзию или меланхолическую поэму, вбирающую в себя элементы О. п. [Юнг и др.]. Э. Дарвин пытается воскресить жанр ("Любовь растений" — The loves of the plants, 1789; "Экономия произрастания", 1792), который окончательно деградирует в творчестве Вордсворта, пытавшегося в "Вечерней прогулке" (An evening Walk, 1793) и "Описательных очерках… во время пешей прогулки в Альпах" (Descriptive Sketches, 1793) подчинить О. п. строгим канонам классицизма Попа. Ничто однако не могло вернуть О. п. ее авторитета: буржуазия требовала от поэзии действия и мысли. Только в послевоенные годы XX в. упадочная уже английская буржуазия делает отдельные попытки возродить О. п. (лауреат Р. Бриджес и др.).
С 60-х гг. XVIII в. О. п. переходит во Францию, аристократия к-рой задает тон всей европейской аристократии. Сен-Ламбер в предисловии к "Временам года" [1768] заявляет: "Томсон хотел, чтобы природой восхищались, я хочу заставить полюбить ее". Но эту природу нужно "возвеличить, украсить, сделать интересной". Для этого "не надо помещать несчастных крестьян… у них чувств не больше, чем мыслей… у них плутовство, чрезмерное лукавство, какое природа дает слабым животным… Есть в полях богатые труженики, зажиточные крестьяне: вот они нравственны". Эта природа, сдаваемая фермерам в аренду, образует материал французской О. п. и в переложенных Делилем [1770] "Георгиках" Вергилия (Géorgiques de Virgile) и в "Месяцах" (Les mois, 1779) Руше и в "Садах, или Искусстве украшать пейзажи" (Les jardins ou l’art d’embellir les paysages, 1782), в "Жителе полей" (L’homme des champs, 1802), "Трех царствах природы" (Les trois règnes de la nature, 1808) Делиля и т. д., все более вбирая из дидактической поэзии наставительную сентенциозность. Сентенциозность и морализаторство постепенно начинают преобладать в описательной поэзии, и самое описание постепенно исчезает из поэмы. Остается условная "натура" — повод для обычно эротической сцены с нравоучением, что и входит в общий фонд французской аристократической литературы, образует тот пасторальный, античный, экзотический фон, на котором развертываются действия или чувства поэзии Парни и элегиков его школы. Сюда не проникает сентиментализм, столь типичный для английской обуржуазившейся поэзии; здесь нет и стремления к точности зарисовки: природа — раз и навсегда условно намалеванный задник, перед к-рым столь же условно переодетые персонажи произносят заученные реплики. В Германии наиболее значительными образцами О. п. могут считаться "Земные удовольствия в боге" [1721—1748] Брокеса, "Весна" Э. фон Клейста. Созерцая природу, Брокес неизменно мыслит о величии и благости бога; для него здешний мир — лишь отблеск мира потустороннего. Представитель слабого еще немецкого бюргерства, он крайне пассивен в своей любви к земному, люди выпадают из сферы его внимания. "Весна" Клейста — опыт феодальной идиллии.
Русская поэзия видимо не знает О. п. как жанра. Картины барской жизни в "Евгению. Жизнь Званская" [1807] Державина дают исключительную конкретность описаний, но она вообще свойственна поэтике Державина. Единственно чистые случаи О. п. — переводы Станевича [1804] из Делиля. Любопытно возрождение О. п. в XX в. в творчестве П. Радимова.

 Библиография:  Цертелев Н., О поэзии описательной, "Соревнователь просвещения и благотворения", ч. 21, 1823, кн. III; Розинов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в., М., 1910; см. также библиографию к упомянутым автором словам: "Кладбищенская поэзия", "Оссиан", "Сентиментализм"; Morel L., James Thomson, P., 1895; Texte J., J. J. Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire, P., 1895; Potez H., L’élégie en France avant le romantisme, P., 1898; Mornet D., Le sentiment de la nature en France…, P., 1907; Van Tieghem P., La poésie de la nuit et des tombeaux en Europe au XVIII siècle, P., 1921; Haas C. E., de, Nature and Country in English Poetry of the first Half of the XVIII Century, Amsterdam, 1928; FlemmingW., Der Wandel des deutschen Naturgefühls vom 15 zum 18 Jahrhundert, Halle, 1931.
Т. Л.

Другие люди и понятия:

Опиц

ОпицОПИЦ Мартин [Martin Opitz, 1597—1639] — немецкий поэт, теоретик патрицианского классицизма, развившегося в немецкой лит-ре в начале XVII в. В 1617—1618 опубликовал латинский трактат "Aristarchus", в к-ром… Полная информация

‘Опояз’

'Опояз'"ОПОЯЗ" [Общество изучения теории поэтического языка] — общее название организаций русских буржуазных лингвистов и литературоведов, существовавших в 1914—1923 в Москве и Петербурге…. Полная информация

Опоясанная рифма

Опоясанная рифмаОПОЯСАННАЯ РИФМА — вид рифмовки, заключающийся в том, что пара рифмующихся строк заключает между собой другую пару строк, которые в свою очередь рифмуются, по схеме: а, б, б, а. Строки первой и… Полная информация