Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Перро

ПерроПЕРРО Шарль [Charles Perrault, 1628—1703] — французский писатель и критик, автор знаменитых "Волшебных сказок" (Contes de Fées); происходил из зажиточной буржуазно-чиновничьей семьи. Начав с адвокатуры, Перро перешел в ведомство "королевских построек", где вскоре выдвинулся. Выразитель настроений верхушки буржуазии, получившей при Людовике XIV ряд выгод и доступ ко двору, П. в 1671 становится членом Французской академии. В 1687 на торжественном заседании Академии П. прочел свою поэму "Век Людовика Великого", вызвавшую негодование официальных представителей классицизма — Буало, Расина, Лафонтена — пренебрежительным отношением к античности и открывшую новую страницу в "борьбе древних и новейших" (La querelle des anciens et des modernes), начатой еще в 50-х гг. Подробно обосновал свою философию искусства П. в 4-томном собрании диалогов "Сравнение древних и новейших авторов" (Parallèle des anciens et des modernes, 1688—1697). В основе эстетических взглядов П. лежит рационализм и идея прогресса. Одновременно с полемическими работами в 1697 П. выпустил сборник сказок ("Contes de ma mère l’Oye, ou L’histoire et contes du temps passé avec des moralités").
Сказки П. имели огромный успех и намного пережили свое время. В них фольклорные образы и сюжеты приспособлены ко вкусам одновременно буржуазии и придворного круга. Изящество, красочная фантастика образов, бытовые детали, легкая ирония и нарочитая наивность (воспринимаемая тоже, как ирония), благополучный конец большинства сказок, ярко выраженная буржуазная (антифеодальная) мораль, торжество ума и находчивости, не останавливающихся перед плутовством, — в одних случаях ("Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик"), торжество покорной кротости — в других ("Сандрильона", "Ослиная шкура") в причудливом сочетании с "учтивой" светскостью делают маленький сборник фантастических историй о Синей бороде, спящей красавице, золушке, мальчике с пальчик и т. п. интереснейшим и ценнейшим художественным документом эпохи, сохранившим привлекательность до наших дней.

 Библиография:  I. Œuvres choisies, P., 1826. Сказки П. издавались и переводились бесчисленное количество раз. Русский перев.: Волшебный мир, М., 1912; Волшебные сказки, изд. 5-е, П., 1915, и др. Особенно ценно издание 1861 с рисунками Г. Дорэ: Les contes de Perrault avec les dessins de G. Doré, P., 1861.
II. Deschanel E., Le romantisme des classiques, 4-e série, P., 1888; Rigault J., Histoire de la querelle des anciens et des modernes, P., 1856; Barine A., Les contes de Perrault, "Revue des deux Mondes", P., 1890, Décembre; Pletscher Th., Die Märchen C. Perrault, Berlin, 1906; Benz R., Märchendichtung der Romantiker, Gotha, 1908; Lahy-Hollebecque, Les charmeurs d’enfants, P., 1928; Storer M. E., La mode des contes de fées, P., 1928. См. также "Сказка".
Л. Галицкий

Другие люди и понятия:

Персидская литература

Персидская литератураПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. — Собственно П. л. называется лит-pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как… Полная информация

Персидский язык

Персидский языкПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК — причисляется к иранской группе индоевропейских яз. (см.). В истории П. я. обычно различаются три периода: древний, средний и новый. Языки этих эпох носят соответственно… Полная информация

Персиэтис

ПерсиэтисПЕРСИЭТИС (он же Мелгалис, псевдонимы К. Земита) [1862—1901] — латышский писатель. Сын крестьянина. Окончил приходское училище, был домашним учителем, писарем, чиновником. В лит-ру вступил под… Полная информация