Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Пикар

ПикарПИКАР Эдмонд [Édmond Picard, 1836—1924] — бельгийский писатель. Известный адвокат, депутат парламента. Творчество П. чрезвычайно разнообразно: романы, лит-ая критика, драмы, труды в области права. П. возглавлял журнал "L’art modern" при ближайшем участии Верхарна и Лемонье. Находясь в оппозиции к "La jeune Belgique" (Молодая Бельгия), журналу, группировавшему парнассцев и символистов, П. лозунгу "искусство для искусства" противопоставил роль искусства как социального фактора. Однако, стремясь насытить свои художественные произведения социальной тематикой, он превращал их большей частью в сухие философские трактаты, социальная проблематика которых к тому же была достаточно поверхностна и абстрактна. В этом отношении особенно показательны "Scènes de la vie judicaire" [1893].
Драматические произведения Пикара по существу являются театром идей, лишенным действия, и носят печать эпохи "декаданса", отражая настроения усталости, разочарованности, пресыщенности: "Désespérance de Faust" [1904], "Fatigue de vivre" [1903]. Пикар не закрывал глаз на противоречия и эксплоататорскую сущность капиталистического общества. Особенно характерна в этом отношении повесть "L’amiral" [1883], в к-рой П. изобразил тяжелый труд и быт моряков, "беспощадное лицо социального угнетения". Пути к улучшению положения пролетариата П. видит только по линии парламентских реформ.
Несмотря на внутренние противоречия, капиталистический строй для П. — нечто устойчивое и связное, покоящееся на "разумном" фундаменте буржуазного права. П. выражает взгляды бельгийской мелкой буржуазии эпохи становления империализма, ущемленной капитализмом, но при всех своих оппозиционных настроениях идущей у него на поводу.
Перу П. принадлежит также ряд художественных путевых заметок и философско-исторических трудов, явившихся плодом его путешествий по Востоку. В этом цикле этюдов П. стоит на почве расовой теории, пытаясь объяснить отсталость и нищету народов Востока их расовыми особенностями. Подобная "концепция" объективно служила оправданием колониальной политики "передовых" европейских государств, в частности Бельгии, перед которой, особенно в конце XIX века, встал вопрос о более интенсивной эксплоатации Центральной Африки.

 Библиография:  I. Кроме перечисленных в тексте: La forge Roussel, Bruxelles, 1881; Pro arte, Bruxelles, 1886; Vie simple, Bruxelles, 1893; Imogène, Bruxelles, 1895; Discours sur le renouveau au théâtre, Bruxelles, 1897; Comment on devient socialiste, Bruxelles, 1895; Iericho, Bruxelles, 1902, и др.
II. Nautet Fr., Histoire des lettres belges, v. I, Paris, 1892; Ségard A., Les voluptueux et leshommes d’action, [P.], 1900; Bierné M., É. Picard et ses œuvres, Bruxelles, 1908; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustrée de la littérature belge de la langue française, s. l., 1926.
H. Пресман

Другие люди и понятия:

Пикколомини

ПикколоминиПИККОЛОМИНИ [Aenea Silvio Piccolomini, 1405—1446, с 1558 папа Пий II] — итальянский писатель, гуманист. Род. в знатной семье, получил юридическое образование. В молодые годы П. сделал быструю карьеру; одновременно… Полная информация

Пиксанов

ПиксановПИКСАНОВ Николай Кириакович [1878—] — современный литературовед. Профессор Петербургского, Саратовского и Московского университетов, ныне Ленинградского института философии, истории и… Полная информация

Пиксерекур

ПиксерекурПИКСЕРЕКУР Гильбер, де [René Charles Guilbert de Pixérécourt, 1773—1844] — французский драматург, создатель мелодрамы, прозванный "Корнелем бульваров". Р. в Нанси в оскудевшей дворянской семье…. Полная информация