Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Пиотухович Гартный

Пиотухович ГартныйГАРТНЫЙ Тишка [1887—] — псевдоним видного белорусского поэта и беллетриста Дмитрия Федоровича Жилуновича. Р. в местечке Копыль, Слуцкого уезда, в семье чернорабочего; в детстве был пастухом. С 1905 г. принимал активное участие в революционном движении. К этому же времени относятся его юношеские лит-ые опыты на русском яз. В 1906 Г. — член Комитета Копыльской соц.-дем. организации. В 1908 примыкает к белорусскому национальному движению и с тех пор пишет исключительно по-белорусски. Во время Октябрьской революции Г. выдвинулся как крупный революционный и общественный деятель: в 1919 он был предсовнаркома БССР. В настоящее время Г. — начальник Главискусства.
Все творчество Г. пронизано социальными темами: труд мелкого ремесленника, рабочее и крестьянское движение до Октябрьской революции, Октябрь в его динамике, обрисовка наших дней с их колоритными фактами строительства новой жизни. Эти тематические линии взаимно перекрещиваются в творчестве Г. Особенно рельефно выделяется в его произведениях мотив борьбы, к-рый представляет собой творческую доминанту писателя; он выступает у Г. в аспекте натуралистическом, психологическом и социальном: писатель обрисовывает борьбу стихий в природе, преимущественно останавливаясь на ее грозных и могущественных явлениях и отступая так. обр. от идиллически-крестьянского штампа, укрепившегося в белорусском литературном пейзаже; психика человека дана в творчестве Гартного преимущественно как арена борьбы и коллизий; но с особой любовью и проникновением развертывает автор социальную борьбу масс за свое освобождение (роман "Сокі цаліны").
В белорусскую, преимущественно народническую, лит-ру Г. вносит новые темы рабочего движения и мотивы урбанизма.
Творчество Г. отражает пролетарскую психо-идеологию. Его мироощущение пронизано коллективизмом. Революцию он воспевает не как посторонний наблюдатель и зритель, а как непосредственный участник борьбы и современного строительства. Главный источник творчества писателя — его собственный жизненный опыт — от тяжелого труда кожевника и деятельности в соц.-дем. организации до ответственной роли в современном советском строительстве. В торжествующем темпе революции поэт находит свой высший идеал красоты. Но революция — это только отправной пункт эстетики Г. Как нечто торжественное он воспринимает жизнь в целом ("Урачыстасьць").
Рядом с положительными сторонами творчество Г. имеет и некоторые отрицательные, гл. обр. в области формально-художественной: композиционная неслаженность, противоречащая принципу художественной телеологичности, стилистическая растянутость и эйдологическая узость — все это безусловно представляет собой пассив Г. Но позднейшие произведения ("Урачыстасьць" и сб. "Прысады") обнаруживают значительные достижения в области эвфонии, ритмики, композиции и более динамического художественного синтаксиса.
На общем фоне белорусской лит-ры Г. выделяется как писатель, в творчестве которого наиболее ярко отразилось пролетарское течение.

 Библиография:  I. Г. принадлежат следующие сборники стихов: "Pieśni", 1913; "Песьні працы і змаганьня", Бэрлін, 1922; "Урачыстасьць", Мэнск, 1925. Художественная проза его представлена произведениями: "Трэскі на хвалях", М., 1924; "Прысады", М., 1927 — два сборника рассказов; "Сокі цаліны" — роман в 3 частях (вышло пока две части: "Бацькава воля", Бэрлін, 1922 и "На перагібе", М., 1926). Написано им и нессколько драматических произведений: "Хвалі жыцьця", альманах "Зажынкі", М., 1918; "Соцыялістка", "Сцэнічныя творы", сш. I, Мэнск, 1923; "На стыку", сборник "Прысады"; Повести и рассказы, перев. с белор. В. Д. Раковский, со вступит. ст. Сергея Городецкого, М. — Л., 1929. Кроме того много произведений Г. помещено в разных периодических изданиях. Ему принадлежит и целый ряд этюдов в области белорусской критики.
II. Піотуховіч М. М., проф., Пролетарская поэзія і лірыка Цішкі Гартнага, Юбилейный сборник, посвященный 15-летию лит-ой деятельности поэта, Мэнск, 1923; Его же, Творчасьць Цішкі Гартнага, "Росквіт", 1928, № 1; Его же, ст. в журн. "Полымя", 1929, № 1; Его же, Ц. Гартный у літературнай крытыца, Менск, 1929.
Пиотухович

Другие люди и понятия:

Пиранделло

ПиранделлоПИРАНДЕЛЛО Луиджи [Luigi Pirandello, 1867—] — крупнейший писатель современной Италии. Р. в Джирджити (Сицилия) в семье владельца серных копей. Окончил филологический факультет Боннского университета. С… Полная информация

Пирмэ

ПирмэПИРМЭ Октав [Octave Pirmez, 1832—1883] — бельгийский писатель, представитель нисходящего дворянства, вытесняемого победившей в революционных боях 1848 буржуазией. Замкнувшись в своем поместьи, П. искал в… Полная информация

Пирон

ПиронПИРОН Алексис [Alexis Piron, 1689—1773] — французский поэт и драматург, типичный представитель консервативной буржуазии. Верующий католик и монархист, автор религиозных од и дифирамбов Людовику XV, он… Полная информация