Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Плавильщиков

ПлавильщиковПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич [1760—1812] — драматург и актер. Родился в Москве, в купеческой семье, окончил гимназию и университет. Увлекался студенческими спектаклями и по окончании курса ушел на сцену. До самой смерти играл первые роли в петербургской и московской драматических труппах; в своей игре совмещал принципы классицизма и сентиментализма. Плавильщиков был также инспектором СПБ театра, заведывал двумя частными помещичьими театрами, занимался педагогической деятельностью (в Академии художеств, 1-м кадетском корпусе и др.). Писать начал с 1783 (комедия "Дружество"); всего им написано 3 трагедии, 2 драмы, 6 комедий и статьи по театру.
В своей драматургии П. выражал идеологию торговой буржуазии конца XVIII и начала XIX вв., средних прослоек купечества, к-рое в то время начинало эмансипироваться от дворянской культуры и требовало народного искусства. В деле пропаганды самобытного театра П. явился прямым продолжателем Лукиана, подобно ему восставая против условностей классической трагедии, столь популярной в кругах дворянской аристократии. От драматургов П. требовал национального сюжета ("отечественность в театральном сочинении, кажется, должна быть первым предметом"), от комедии — бытового содержания, естественной обрисовки персонажей ("Хочу видеть крепостного своего слугу в его собственном виде"), считал необходимым показ демократических героев: "Куда девали вы купцов, приказных, мастеровых и все среднее состояние? Разве они недостойны театра?" "Непременное условие комедии — язык, какой употребляется в разговорах общежития". П. был против "личностей" в комедиях и смотрел на театр как на "общественную забаву, исправляющую нравы человеческие". Превознося русский язык, искусство, музыку, песни, П. в своем национализме доходил до крайностей, хотя сам еще находился в формальной зависимости от французских образцов. Но это не столько личный порок самого Плавильщикова, сколько характерная особенность лит-ры русской буржуазии, не способной к резкому политическому протесту против крепостнического режима.
В своих произведениях П. не забывал упоминать об экономических интересах купечества, страдавшего от иностранной конкуренции, о бытовом значении денег и т. п. Классовая оппозиция П. однако слаба, политическое свободомыслие отсутствует: монархи премудры, а помещики — вместилище добродетелей. Из пьес П. лучшие "Бобыль" [1790] и "Сиделец" [1804]; первая — на темы крестьянской жизни, вторая — из купеческого быта. И по своим идеологическим тенденциям и по стилю своих произведений — меткому, образному языку и обрисовке характеров — П. является прямым предшественником Островского.

 Библиография:  I. Сочинения, 4 части, Петербург, 1816.
II. Победоносцев П. В., Воспоминания о Плавильщикове, Москва, 1818; Макаров М. Н., П. А. Плавильщиков, "Репертуар русского театра на 1841", [СПБ], кн. XI; Сиротинин А., Плавильщиков, актер и писатель прошлого века, "Исторический вестник", 1891, VIII; Фомин А., Старое в новом, Отголоски комедии XVIII в. в комедиях нашего времени, "Русская мысль", 1893, II; Варнеке Б. В., История русского театра, т. I, Казань, 1908; История русского театра, под редакцией В. В. Каллаша и Н. Ефроса, т. I, М., 1914; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, том I, Москва, 1929; Сакулин П. Н., Русская литература, часть 2, Москва, 1929.
Т. Берхен-Глаголева

Другие люди и понятия:

Плавт

ПлавтПЛАВТ Тит Макций [ум. ок. 184 до нашей эры] — древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но,… Полная информация

Плагиат

ПлагиатПЛАГИАТ — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных… Полная информация

Пла-и-Бельтран

Пла-и-БельтранПЛА-И-БЕЛЬТРАН [Pla у Beltrán, настоящее имя Pascual Pla Beltrá, 1908—] — современный испанский революционный поэт. Сын батрака. Был пастухом, с одиннадцати лет работал на фабрике. Незадолго до… Полная информация