Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

О'Нейль

О'НейльО’НЕЙЛЬ Юджин Гладстон [Eugene Gladstone О’Neill, 1888—] — крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий.
В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях "людей 20-х гг." — писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество "честных" американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия ("Караибская луна" — Moon of the Carribees; "Ha пути к Кардиффу"; "Долгий путь домой" и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях "За горизонтом" (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии — тема одной из наиболее известных пьес — "Любовь под вязами" (The Desire under the Elms, 1924).
Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например "The Hairy Ape" — Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, — а все герои пьес первого периода — это сильные люди, — с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев — моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов.
Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины ("Первый человек" — The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей ("Любовь под вязами"), противоречия расы и семьи ("Негр"). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе "Негр" (All God’s Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О’Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость.
Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание — на "просперити" порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен ("Кесарь и галилеянин"), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства ("Лазарь смеется" — Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества — это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса [1929]. Символистская драма (Метерлинк, Андреев), влияние к-рой проявлялось еще в "Императоре Джонсе" (Emperor Jonse, 1921), где бегущего от восставших негров императора-колониста преследуют "маленькие бесформенные ужасы" и призраки, соприкасается в творчестве О. с влиянием греческой трагедии, особенно театра Эсхила, в к-ром идея рока получила наиболее полное завершение (см. драму О. "Траур приличествует Электре" — Mourning becomes Electra, 1929). Индустриальный фетишизм отражен в драме "Динамо" (Dynamo, 1929), где мощный двигатель уничтожает загипнотизированного им человека.
Бессильные попытки борьбы против общества и одиночество личности в драмах О. неизбежно приводили к углублению в себя и стремлению разрешить противоречия не в процессе общественной жизни и борьбы, а в своем сознании. Психологизм характерен для стиля О. Его драма душевных переживаний героя достигает своего наибольшего развития в пьесе "Странная интерлюдия" (Strange Interlude, 1927), в которой на всем протяжении 8 актов (пьеса ставится порознь двумя частями) на сцене раздаются высказывания двух рядов: ряда сознательного, логического диалога, и ряда подсознательного, туманного, сбивчивого мышления. Тема пьесы развертывается под влиянием фрейдовской концепции: сексуальность как основа подсознательного и полная неудовлетворенность как причина конфликта. По стилю же и манере письма О. в этой пьесе находится под сильнейшим влиянием романа Джойса "Улисс".
Если в первый период яз. О. был реалистичен, полон своеобразных оборотов, характерных для матросов и фермеров, то в поздних пьесах яз. писателя становится все более возвышенно-поэтическим, в соответствии с символическим их звучанием и тайным смыслом. Формы творчества О. беспрерывно менялись, он неустанно искал новых форм, новых способов выражения: драма О. развилась от простых одноактных пьес до фантазии "Фонтана" или введения хора в "Лазаре". Сценическая техника богато используется О.; примером может служить "Динамо", где на сцене представлена внутренность огромной электростанции, или "Любовь под вязами", в к-рой сценическая конструкция является разрезом фермы. Большую роль играет музыка, сопровождающая действие.
Все большее абстрагирование идей, разрешение темы в символистском плане, означало дальнейший отход О. от реализма первых пьес в сторону условности и психологически запутанного рисунка.
В последние годы О. старательно избегает социальных проблем, все более становясь буржуазным писателем, развращенным и опустошенным купившей его капиталистической системой. Мир представляется ему хаосом, бессмысленной и жестокой пустыней — в этом сказалось влияние кризиса. Недаром его последняя вещь называется "Ах, пустыня" (Ah, Wilderness, 1933).
О. широко известен не только в Америке, но и в других странах. У нас его пьесы "Любовь под вязами", "Косматая обезьяна" и "Негр" ставятся в Камерном театре в Москве, "Анна Кристи" — в филиале Малого театра.

 Библиография:  I. Любовь под вязами, М. — Л., 1927; Золото, перев. Крымовой, обраб. П. Б. Зенкевич, изд. Теа-кино-печать, [М.], 1928; Негр, (Черн. гетто), перев. Н. М. Крымовой, перераб. П. Б. Зенкевича и А. Т., режисс. примеч. А. Я. Таирова, "МОДПИК", М. — Л., 1930; Королева Атлантики ("Ворвань"), перев. и вступ. статья А. Г. Мовшенсона, изд. Теа-кино-печать, Л. — М., 1930; Complete Works, 4 vv., N. Y., 1925; Nine Plays selected by the Author, N. Y., 1932.
II. Boyd E., Portraits: Real and Imaginary, N. Y., 1924; Sutton G., Some Contemporary Dramatists, N. Y., 1925; Karsner D., Sixteen Authors to one, New York, 1928; Mickle A. D., Six Plays of Eugene O’Neill, N. Y., 1929; Aronstein P., Eugene O’Neill, "Neuphilol. Monatsschrift", B. I, 1930; Ferguson F., Eugene O’Neill, "Hound a. Horn", 1930, III; "Theatral Arts Monthly", 1931, Nov. (статьи J. Anderson’а и V. Geddes); Clark B. H., Eugene O’Neill, N. Y., 1933.
III. Sanborn R. a. Clark B. H., Bibliography of the Works of E. O’Neill, N. Y., 1931; Mackcall L. L., E. O’Neill’s Bibliography, "Herald Tribune Books", № 4, 1931, 9/VIII.
М. Заблудовский и А. Льюис

Другие люди и понятия:

Онерва

ОнерваОНЕРВА Мадетойя (Лехтинен Гилия) [Madetoja Onerva, 1882—] — современная финская писательница и переводчица. В литературу вступила в 1904 ("Sekasointuja", 1904). Наибольшей популярностью пользовались драма… Полная информация

Онойхи

ОнойхиОНОЙХИ З. И. [1876—] — псевдоним еврейского писателя З. И. Аронсона. Р. в м-ке Ляды в семье раввина. В ранних своих произведениях О. изображал преимущественно деклассированную интеллигенцию ("Х…. Полная информация

Ономастика

ОномастикаОНОМАСТИКА [от греческого ónoma — "имя"] — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских… Полная информация