Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Прокофьев

ПрокофьевПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич [1900—] — современный поэт. Р. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака. Окончил три класса учительской семинарии. С 1919 по 1930 — в Красной армии. В гражданскую войну дрался на Питерском фронте. Был в плену у Юденича и бежал. Печатается с 1927 в "Комсомольской правде" и "Юном пролетарии". Был членом ЛАПП (группа "Резец").
П. — талантливый, оригинальный поэт современности. Он сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение. В своем творчестве разрабатывает две основных для советской лит-ры темы — тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения. Первая книга П. — "Полдень" [1931] — книга о ладожской деревне, деревне восстановительного периода; начиная с "Улицы Красных зорь" (1931; второй книги), поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Лишь в последнее время он снова обратился к реконструирующейся деревне. В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями поэт широко опирается на народное творчество. В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества.
Осваивая фольклор, П. далек однако от стилизации и имитации. Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства. В первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества.
Переходя к теме гражданской войны, П. расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает "балладный лад"; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т. п. проходят через этот цикл стихов Прокофьева.
В цикле стихотворений "Уральские партизаны" лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены. Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор. В антипоповских стихах удачно используются иронические интонации. После некоторых неудач (например "Перечень профессий", "Ответ") П. дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской "этнографичности". Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на лит-ые темы, выражающие некоторую смятенность поэта.
Для П. последнего времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии. С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха. Органическая революционность поэта, талантливость его и значительное мастерство дают все основания говорить о больших творческих возможностях П.

 Библиография:  I. Полдень, ГИХЛ, М.—Л., 1931; Улица Красных зорь, ГИХЛ, М.—Л., 1931 (два изд.); Победа, Третья книга стихов, ГИХЛ, Л.—М., 1932; Сотворение мира, Избранные стихи, ГИХЛ, М.—Л., 1932 (Массовая биб-ка); Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933; Дорога через мост, изд. то же, Л., 1933; Временник, Стихи 1932—33 гг., Ленгихл, Л., 1934; Сборник стихов. [Вводная статья И. Гринберг], издание Лоиз, Л., 1934; Избранное, Гослитиздат, Ленинград, 1935.
II. Отзывы: об "Улице Красных зорь": "Книга — строителям социализма", 1931, № 11; Мессер Р., "Звезда", 1931, № 2. О сб. "Полдень": "Книга — строителям социализма", 1931, № 15. О сб. "Сотворение мира": "Книга — строителям социализма", 1931, № 32—33. О сборнике "Победа": Скоблин Ю., "Книга — строителям социализма" (Художественная литература), 1932, № 8; Саянов В., Письма о современной поэзии. (Письмо первое), "Ленинград", 1931, № 2; Гринберг И., А. Прокофьев, "Литературный современник", 1933, № 10; Тарасенков А., О поэзии А. Прокофьева, "Знамя", 1933, № 11; Тихонов Н., Поэзия большого плана, "Литературная газета", 1934, № 68, 30 мая.
И. Гринберг

Другие люди и понятия:

‘Пролетарская культура’

'Пролетарская культура'"ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА" — основной теоретический орган Всероссийского совета Пролеткульта, издавался в Москве в 1918—1921 под редакцией П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. Калинина, В…. Полная информация

‘Пролетарская литература’

'Пролетарская литература'"ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" — журнал лит-ой теории и критики, орган ВОАПП (с номера 4-го журнала; первые 3 номера выходили как орган РАПП под назв. "РАПП"). Журнал начал издаваться в 1931 —… Полная информация

Пролетарская социалистическая литература

Пролетарская социалистическая литератураПРОЛЕТАРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — литература, отражающая действительность с позиций мировоззрения пролетариата как класса, возглавляющего борьбу трудящихся за социалистическое… Полная информация