Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Проповедь

ПроповедьПРОПОВЕДЬ — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики лит-ого стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. "отцов церкви" — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской лит-ре, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом лит-ых жанров (термин "П." однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — "Слово" и "Поучение"). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы "Слова" митрополита Иллариона [XI век] и Кирилла Туровского [XII век], очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их давших для своего времени незаурядные по лит-ому мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как "Слово о полку Игореве", с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны "Слова" Серапиона Владимирского [XIII в.], "Слово похвальное" инока Фомы [XV век], "Слова" Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством.

 Библиография:  Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.
Н. Г.

Другие люди и понятия:

Просвещение

ПросвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ. 1. Общая характеристика [323]. 2. Идея "естественного человека" [325]. 3. Противоположность "цивилизации" и "естественного состояния" [325]. 4. "Гражданское… Полная информация

Просодия

ПросодияПРОСОДИЯ [греч.] — в античной грамматике обозначает ударение (притом первоначально ударение музыкальное), а также графическое обозначение ударения; далее — учение об ударении, учение о долготе… Полная информация

Протопопов

ПротопоповПРОТОПОПОВ Михаил Алексеевич [1848—1915] — лит-ый критик. Печатался в "Отечественных записках", в "Устоях", "Слове", "Деле" и "Русском богатстве". В 1884 лит-ая деятельность П…. Полная информация