Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Путешествие

ПутешествиеПУТЕШЕСТВИЕ — наравне с хроникой — одна из форм изложения научной лит-ры (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной лит-ры и привлекается к историко-литературному анализу лишь в той мере, в какой в известные эпохи (эпохи синкретизма прозаических жанров) оно является показательным для характеристики лит-ых стилей. Так, в этом плане подлежат изучению П. античных писателей или "паломничества" раннего средневековья. Однако П. как форма изложения оказывает огромное влияние на развитие художественной лит-ры, выступая в качестве одного из наиболее распространенных способов композиции в повествовательных и описательных жанрах.
Уже в античной лит-ре засвидетельствованы две типичных формы художественного путешествия. Путешествие в качестве основного сюжетного стержня авантюрной эпопеи ("Одиссея") и романа как авантюрного (поздне-греческие романы), так и нравоописательного, сатирического ("Сатирикон" Петрония) стремится создать фикцию реальности изображаемого. Наряду с этим П. пародийное (Лукиан) построено именно на убеждении читателя в нереальности сообщения.
Как сюжетный стержень П. проходит во всех видах авантюрной эпопеи и романа — от пилигримских саг средневековья (путешествие Брандана) через куртуазный роман (поиски св. Грааля) и роман галантно-рыцарский (путешествие Амадиса и других странствующих рыцарей, пародически — путешествие Дон-Кихота), через плутовской роман ("скитания" Лазарильо, Жиль-Блаза и др.) и робинзонаду (путешествие Робинзона Крузо), через роман бытовой нравоописательный (П. как основной сюжетный стержень романов Филдинга, Смоллета, Диккенса, Теккерея, Гоголя) и приключенческий (П. в романах Марриэта, пародически — путешествия Мюнхгаузена) вплоть до романа научно-популярного (П. в романах Жюль Верна) и экзотического (П. в романах Стивенсона, Дж. Лондона, Конрада и др.). Разумеется, вместе с изменениями творческого метода, жанра и стиля меняются и все моменты изображения П. Меняется мотивация П. — паломничество, торговая поездка, поход дополняются П. исследовательским, образовательным, в поисках работы. Меняется с уточнением географических сведений маршрут П. — необычайные приключения переносятся из "Липкого моря" и "Вертящихся островов" средневековья на "белые пятна" карт Америки, Африки, Азии. Меняется характер изображения — в центре интереса стоит то необычайность, экзотика приключения (П. в романе авантюрном, приключенческом, экзотическом) то, напротив, обыденное, типическое среды (П. в романе нравоописательном и сатирическом). Разумеется, что в последнем случае мотив П. приобретает характер чисто внешнего скрепления, поскольку он дает автору возможность переносить действие из одной среды в другую; самое же П. не привлекает внимания ни автора ни читателя.
Следует отметить, что свойственный творческому методу сентиментализма и романтизма, а отчасти и реализма (психологический роман) перенос внимания с внешней среды на переживания героя создает в XVIII—XX веках виды литературного П., не свойственные более ранним эпохам: сентиментальное П. (путешествия Стерна, Карамзина), перерастающее иногда в публицистическую форму ("Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева), и лирическое П. (путешествие Чайльд-Гарольда Байрона).
Близко к этим жанрам примыкает и путешествие как форма "воспитательного романа" ("Вильгельм Мейстер" Гёте, "Гейнрих фон Офтердинген" Новалиса). Во всех этих видах романа впечатления путешествия интересуют автора не сами по себе, но лишь теми переживаниями, к-рые они пробуждают "в душе героя".
Другая линия лит-ого использования путешествия — "вымышленное П." (voyage imaginaire) — создает одну из распространеннейших форм романа утопического и сатирического, начиная от Сирано де Бержерака и Вольтера и кончая — в современной лит-ре — Г. Уэлльсом. И здесь общей является лишь внешняя схема П., конкретное же ее содержание бесконечно изменяется.
Наряду с повествовательными жанрами путешествие широко используется в описательных жанрах — от излюбленных "прогулок" ложноклассической и сентиментальной поэзии (Брокес, Делиль, кладбищенская поэзия) до П. как скрепляющего стержня очерковой лит-ры ("Путешествие в Эрзерум" Пушкина, "Фрегат Паллада" Гончарова). См. "Описательная поэзия", "Очерк", "Роман".
R. S.

Другие люди и понятия:

Путинас

ПутинасПУТИНАС [В. Миколайтис, 1891—] — крупнейший современный литовский поэт-символист. Выходец из крестьянско-кулацкой среды, П. стал католическим ксендзом, затем учился в духовной Академии… Полная информация

Пухмаер

ПухмаерПУХМАЕР Антонин Ярослав [Antonin Jaroslav Puchmajer, 1769—1820] — один из основателей новой чешской поэзии. С 1807 — ксендз в Раднице. Известность приобрел вначале как филолог-славист, издал русскую грамматику… Полная информация

Пушкин А. С.

Пушкин А. С.ПУШКИН Пушкин [378] Пушкин в истории русской литературы [413] Пушкиноведение [442] Библиография [446] ПУШКИН Александр Сергеевич [1799—1837] — величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26… Полная информация