Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Пьеса

ПьесаПЬЕСА [франц. pièce — "вещь", "кусок"] — как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово "пьеса" в репертуаре ярмарочных театров, которые под влиянием гонений со стороны "Comédie Française" и "Comédie Italienne" создают любопытнейшие жанры — "pièce à écritaux", "pièce à ariette" и т. д. Это маленькие бытовые сценки, традицию к-рых подхватил якобинский революционный театр, создавший жанр злободневного политического спектакля — "pièce à circonstance". Слово "П." встречается и у Дидро в его трактате "De la poésie dramatique". Дидро в П. не видит какого-нибудь определенного жанра, — П. он называет любое драматич. произведение, написанное на бытовую тему, поэтому в свою шкалу драматич. жанров Дидро П. не вставляет.
П. сильно распространяется в связи с развитием реально-бытового театра — театра, который своей главной целью считал точное воспроизведение эмпирически познанной действительности в виде некоего "куска живой жизни". Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Характернейшей чертой буржуазной П. является обыденность и заурядность всего в ней совершающегося. Тут нет ни сильных драматических конфликтов, ни героического напряжения, ни острого и злого смеха. Буржуазная пьеса вся в пределах эмпирического и социально-компромиссного, либерального искусства.
В советской драматургии традиционная "П." начинает претерпевать значительные изменения в сторону типизации образов и активизации средств воздействия. Так. обр. развитие советской драматургии идет не к закреплению П. как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, к-рые составляют существо П.

 Библиография:  См. "Драма".
Г. Б.

Другие люди и понятия:

Пэан, или Пэон

Пэан, или ПэонПЭАН, или ПЭОН. — 1. Название жанра древнегреческой хоровой лирики — гимны — в честь бога Аполлона. П. расцвели в хоровой лирике Спарты, где правящая военноземлевладельческая аристократия… Полная информация

Пэйдж

ПэйджПЭЙДЖ Майра [Myra Page, 1897—] — американская писательница-коммунистка. Р. в мелкобуржуазной семье в Виргинии; занималась педагогической работой; с 1925 принимает активное участие в революционном… Полная информация

Пэри

ПэриПЭРИ Ашык — азербайджанская тюркская поэтесса первой половины XIX в. П. гл. обр. творила в поэтических состязаниях со своими современниками, особенно с поэтом Мирза Джан, с Мухамед бек Ашиком,… Полная информация