Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Радклифф

РадклиффРАДКЛИФФ Анна (урожд. Уорд) [Ann Radcliffe, 1764—1823] — английская писательница. Автор популярных в свое время "сенсационных" романов, или так наз. "романов ужаса". Первый роман Р. — "The castles of Athlin and Dunbayne" (Замок Атлин и Денбейн, 1789) — в художественном отношении слаб; "A Sicilian romance" (Сицилийская повесть), вышедшая в 1790, стоит выше. В 1791 появляется "The romance of the forest" (Лесной роман) — уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описаниями ландшафта. В 1794 выходит если не лучший, то наиболее популярный из романов Р. "Mysteries of Udolpho" (Удольфские тайны), а в 1797 — "The Italian" (Итальянец).
Творчество Р. относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции. В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных классовых идеологий дворянская лит-ра выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроения дворянства, вытесняемого крупным капиталом. Выражением этого реакционного течения в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был Уолпол (Н. Walpole, 1717—1797) с его готическим романом "The castle of Otranto" (Замок Отранто, 1764), за к-рым последовала серия произведений этого жанра. Им свойственны идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел притти на смену феодально-крепостнической формации. Они воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику. У Радклифф имеются все аксессуары готического романа.
Сюжетное построение "Лесного романа", "Удольфских тайн" и "Итальянца" в основном сходно. В центре — героиня, бедная сирота таинственного происхождения, проявляющая необычайную стойкость при всяких испытаниях, натура чувствительная, в конце романа становящаяся женой "благородного героя". Основными мотивами являются: путешествие, позволяющее автору ввести описания юга Европы, тайны рождения, неожиданное наследство, а также целая серия тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменования и пр.). Во всех романах традиционный счастливый конец — торжествующая добродетель и наказанный порок.
Характеры Р. традиционны и восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Р. представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.
Несмотря на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных для идеолога уходящего класса, Р. разработала поэтику "романа ужасов" (несомненна ее огромная изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтич. пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтич. героя, послужившего прототипом для так наз. "байронического" героя XIX века. Ее техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное влияние на европейские лит-ры первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы Р. вызвали многочисленные подражания.
Из английских писателей технику введения и раскрытия тайны особенно использовал Вальтер Скотт, сюжетные мотивы и описательные приемы — Бульвер Литтон [20—30-е годы], Эмилия и Шарлотта Бронтэ, Диккенс и Рид, Коллинз (Collins W. W., The woman in white, 1860), а во второй половине XIX века Томас Харди [Т. Hardy, 1840—1928] и Стивенсон [R. L. Stevenson, 1850—1894] — "Kidnapped" (Похищенные, 1886), "The master of Ballantrae" (Хозяин Баллантрэ, 1889).

 Библиография:  I. The novels of Mrs A. Radcliffe (с биограф. очерком В. Скотта), 1824; Poems, 1815—1816, 2 vv., 1834.
II. Фриче В., Очерк развития западно-европейских литератур, М.—Л., 1930; Cambridge history of English literature, v. XI, Cambridge, 1922; Beers H. A., History of English Romanticism in the XVIII century, L., 1899; Dibelius W., Englische Romankunst, Berlin, 1910; Richter H., Geschichte der englischen Romantik, Halle, 1911; Raleigh W., The English novel, 5-th ed., 1904; Jeaffreson J. C., Novels and novelists from Elisabeth to Victoria, L., 1858; Le Fêvre-Deumier J., Célebrités anglaises, P., 1895; Saintsbury G., The English novel, L., 1913; Loliée F., History of comparative literature, L., 1906; Cross W. L., The Development of the English novel, N. Y., 1899; Walpole H., The English novel. Some notes on its evolution, Cambridge, 1925; Killen A., Le Roman terrifiant ou roman noir de Walpole à A. Radcliffe et son influence en France, Paris, 1923; Summers A. J., Ann Radcliffe, в его сборнике "Essays in petto", London, 1928, p. 1—29.
H. Егорова

Другие люди и понятия:

Радлова

РадловаРАДЛОВА Анна Дмитриевна [1891—] — поэтесса и переводчица. Отец — личный дворянин. Печататься начала с 1915 в журн. "Аполлон". Р. принадлежат три сборника стихов: "Соты" [1918], "Корабли"… Полная информация

Раевский

РаевскийРАЕВСКИЙ Владимир Федосеевич [1795—1872] — поэт-декабрист. Р. в семье одного из богатейших помещиков Курской губ. Первоначальное воспитание получил в Московском университетском благородном… Полная информация

Раешник

РаешникРАЕШНИК — рассказчик, показывающий раек — панораму с картинами, преимущественно лубочного характера, первоначально религиозного (откуда название панорамы), позднее самого разнообразного… Полная информация