Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Погодин Н. Ф.

Погодин Н. Ф.ПОГОДИН Николай Федорович [псевдоним Стукалова, 1900—] — советский драматург. Р. в крестьянской семье. Детство провел с матерью, занимавшейся шитьем по донским станицам. Работал в переплетных и слесарных мастерских. С 20 лет начал писать. Работал разъездным корреспондентом в газете "Молот", затем в "Правде" в качестве корреспондента-очеркиста и фельетониста. Много ездил по заводам, новостройкам, деревням. В результате этих поездок им написан ряд очерков и рассказов.
Творчество П. тесно связано с реконструктивным периодом революции и выражает собою новые тенденции в развитии советской драматургии. В восстановительный период советские драматурги обычно строили драматический конфликт на борьбе "своих" и "чужих" — белогвардейцев, вредителей, кулаков, разоблачением к-рых исчерпывалось содержание драматического действия. Творческая деятельность пролетариата на строительстве, как правило, оставалась в тени. П. обратился к новой проблематике реконструктивного периода: "пафос освоения новых заводов", конкретная практика социалистического строительства — таково содержание его пьес. В "Темпе" изображен процесс постройки Сталинградского тракторного завода, в "Поэме о топоре" показана борьба за выработку нержавеющей и кислотоупорной стали на Златоустовском заводе, в "Снеге" — трудности и успехи советской научной экспедиции, в "Моем друге" — постройка и освоение нового завода, в "После бала" — колхозное строительство, новые люди современной деревни, в "Аристократах" — переделка, "перековка" человека на стройке Беломорского канала. Различные перипетии "будничной, каждодневной" борьбы за дело социализма, успехи и неудачи в процессе строительства, становятся драматическими узлами погодинских пьес.
П. выдвинул новый образ "положительного героя". Его герои — "обыкновенные" люди нашей эпохи, для которых самый героизм стал будничным явлением. Эти люди (Степан и Анна в "Поэме о топоре", Гай — в "Моем друге" и пр.) полнокровны и оптимистичны, они приобрели конкретную индивидуальную характеристику. Они движимы не абстрактным революционным пафосом: интересы социализма становятся их личными интересами, дело, к-рому они служат, судьба страны, стройка, колхоз волнуют, тревожат и радуют их. П. показывает социализм, к-рый входит в быт, внедряется в самые отдаленные закоулки жизни, социализм, к-рый реализуется ежедневно в тысяче "мелких" повседневных дел.
Начав лит-ую деятельность в качестве очеркиста, П. многое от очерка перенес и в свою драматургию. Ряд достоинств погодинских пьес: актуальность и публицистическая заостренность затрагиваемых тем, многообразие событий и ситуаций, выхваченных из самой гущи действительности. С очерковыми традициями связан и ряд отрицательных сторон погодинской драматургии, характеризующих по преимуществу его ранние пьесы: эмпиризм, фактографичность, боязнь "выдумки" (см. предисловие к "Темпу"), небрежность и "газетность" языка.
Композиция погодинских пьес отличается множественностью сцен и эпизодов, зачастую мало связанных между собой; но в процессе своего творческого развития П. постепенно освобождается от композиционной рыхлости и неорганизованности, от случайности, необязательности отдельных эпизодов для развития сценического образа. Так, в "Моем друге" мы уже встречаем более полновесный, внутренне организованный образ Гая, в "После бала" — более стройную и строгую композицию.
Характерен для П. юмор, несколько грубоватый, но добродушный, сердечный юмор дружеского подшучивания, юмор большого содружества людей, занятых одним делом. В юморе П. часто нет меры. Снисходительная усмешка подчас проявляется там, где следовало бы ожидать серьезного осуждения. Так, в "Темпе" напр. российская азиатская манера работать (так наз. "шапками закидаем", "что русскому здорово, то немцу смерть") встречает в авторе лишь добродушно-снисходительное отношение. В "Моем друге" неуместна снисходительность к Гаю, к-рый обманывал "руководящее лицо", выманивая у него деньги под ложным предлогом, хотя эти деньги и шли на строительство. Порой образ у Погодина теряет ту серьезность и глубину, с которой он задуман автором. В связи с этим следует отметить, что отрицательные персонажи наименее удаются ему. Вредитель в "Темпе", белогвардеец в "Поэме о топоре", мещанка-интеллигентка в "После бала" — все это фигуры, лишенные тех живых и ярких красок, которыми наделены положительные герои. Зато положительные герои — настоящая удача П. Это — живые люди, живые потому, что они социалистически деятельны. В последней пьесе — "Аристократы" — автор показывает бандитов, убийц, вредителей — людей умных, способных, энергичных, талантливых, но действующих в ложном направлении. Труд, социалистическая деятельность дают правильное развитие их дарованиям и спасают их для социализма. Это уменье показать человека и его деятельность в их взаимосвязи — важные достоинства П.
Творчество П. является значительным явлением в советском искусстве, свидетельствуя о тех положительных тенденциях современной драматургии, к-рые диктуются действительностью.

 Библиография:  I. Красные ростки (Записки о комсомольцах), изд. "Новая Москва", М., 1926; Кумачевое утро (Очерки современной деревни), изд. то же, М., 1926; Казаки, изд. "Огонек", М., 1926; Дом с золотой крышей, Рассказ, М., 1928; Ступени, Рассказ, [М., 1928]; Москва в плену, изд. "Молодая гвардия", М., 1929; "Поэма о топоре" и "Темп" — обе были поставлены в 1931 на сцене, отд. печатн. изд. не было; Мой друг, Пьеса, послесл. Ис. Клейнера, ГИХЛ, М.—Л., 1933; Снег, Комедия, послесл. Ю. Юзовского, ГИХЛ, М.—Л., 1933; О драматургии, Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, Гослитиздат, М., 1934; Заключенные, Сценарий звукового фильма, вступ. ст. И. Аксенова, сб. "Драматургия кино", первый сборник сценариев, изд. Цедрам, М., 1934 (впервые был напечатан в журн. "Сов. кино", 1934, № 7); После бала, Комедия в 3 д., 12 карт., послесловие И. А. Аксенова, Гослитиздат, М., 1934; Аристократы, Комедия в 3 д., изд. и стеклограф. Центр. бюро по распространению драматургич. продукции, Цедрам, М., 1935 (стеклографир. изд.); Аристократы, "Красная новь", 1935, № 4.
II. О пьесе "Поэма о топоре": Кузьмин Б. и Виргинский В., "Поэма о топоре" и "Темп" Погодина, "На литературном посту", 1931, № 22; Залесский В., В чем ошибка Н. Погодина в "Поэме о топоре", "На литературном посту", 1931, № 29; Березарк И., Новое в московских театрах, "Рабочий и театр", 1931, № 8—9; Боголюбов К., Анчаров М., Степанов А., Халтура о топоре, "На литературном посту", 1931, № 17; Гурвич А., "Поэма о топоре", "Советский театр", 1931, № 4; Юзовский Ю., "Поэма о топоре", "Литературная газета", 1931, № 10; Жаворонков М., Топорная критика, "На литературном посту", 1931, № 24. О пьесе "Темп": Литовский О., Драматургия советской тематики, "Красная нива", 1931, № 15; Оружейников Н., "Темп" в театре им. Вахтангова, "Советский театр", 1931, № 1; Юзовский Ю., Три постановки, "Молодая гвардия", 1931, № 5—6. О пьесе "Мой друг": Третьяков С., "Мой друг" Погодина, "Правда", 1932, № 342, 12 дек.; Амаглобели С., За глубокую и боевую критику, "Литературная газета", 1933, № 6, 5 февр.; Юзовский Ю., "Литературная газета", 1932, № 56; Андросян А., Карпов Д., там же, 1933, № 23; Чарный М., На высоту большевистской идейности, там же, 1933, № 17. О пьесе "После бала": Попов А., "После бала", Новая пьеса Н. Погодина, "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1934, № 79, 3 апр.; Его же, "После бала" Н. Погодина в театре Революции, "Литературная газета", 1934, № 47, 16 апр.; Осинский Н., "После бала" Н. Погодина, "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1934, № 100, 28 апр. О пьесе "Аристократы", Юзовский Ю., Спектакль-праздник, "Литературная газета", 5/II 1935, № 7 (498); З., "Аристократы", "Литературная газета", 24/I 1935, № 5 (496); Охлопков Н., "Советское искусство", 1935, 11 янв.; Бачелис И., "Комсомольская правда", 1935, 22 янв.; Альтман И., "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1935, 31 янв.; Коваль Бор., "Советское искусство", 1935, 11 февр.; Розенталь С., "Правда", 1935, 11 марта (отзывы о постановках в Реалистическом театре в Москве); Литовский О., "Правда", 1935, 28 мая; Оружейников Н., "Советское искусство", 1935, 29 мая; Осинский Н., "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1935, 1 июня.
Ю. Юзовский

Другие люди и понятия:

Погорельский

ПогорельскийПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний [псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, 1787—1836] — писатель. "Побочный" сын гр. А. К. Разумовского. Получил прекрасное домашнее образование. Окончил Московский ун-т… Полная информация

Погосский

ПогосскийПОГОССКИЙ Александр Фомич [1816—1874] — второстепенный беллетрист. Р. в дворянской семье в Полоцке. Не окончив средней школы, поступил 16 лет на военную службу и 8 лет пробыл солдатом. Выйдя в 1842 в… Полная информация

Поджо Браччолини

Поджо БраччолиниПОДЖО БРАЧЧОЛИНИ Джованни Франческо [Poggio Bracciolini, 1380—1459] — итальянский писатель, гуманист. Р. в г. Террануова в семье бедного аптекаря. Юношей, приехав во Флоренцию, поступил на службу в… Полная информация