Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Полициано

ПолицианоПОЛИЦИАНО Анджело [Poliziano, настоящее имя Ambrogini Angelo, 1454—1494] — итальянский писатель, гуманист. Р. в Тоскане, в г. Монтепульчано, в семье юриста. Получил тщательное образование, окончив университет (Studie) во Флоренции, где преподавали молодые гуманисты. Рано проявил исключительные способности к стихосложению, начав писать греческие и латинские эпиграммы, элегии и пр. В 15 лет П. принялся за перевод "Илиады" на латинский яз. и выполнил его так удачно, что получил прозвище "гомеровского юноши". Дружественные отношения с "некоронованным государем" Флоренции Лоренцо Медичи способствовали укреплению положения П. Энциклопедическое образование позволило П. стать профессором латинской и греческой литературы во Флоренции [1480—1494]; его содержательные и яркие лекции привлекали избранную аудиторию. Выдающимся памятником филологической критики того времени является сборник филологических заметок П. "Miscellanea" (Смесь, 1489). Тонким знатоком классических памятников, талантливым критиком проявил себя П. также в своих "Praelectiones" (Вступления, 1480—1486), представляющих собой собрание вступительных лекций Полициано к комментированным им античным писателям; некоторые из этих "Вступлений", написанные гекзаметром, известны под названием "Silvae" (Леса) в силу сходства с одноименным произведением Стация. В описаниях обычаев и суеверий горожан, в удачных картинах природы во всей силе сказался реализм П. [стихотворные "Вступления" к сельским поэмам Гесиода и Вергилия — "Rusticus" (1483) и о значении поэзии — "Nutricia" (1486)]. Флорентийская тирания в лице Медичи нуждалась в талантливых поэтах для поддержания блеска двора и создания образцовых произведений, лишенных всякой политической тенденциозности, нежелательной для правительства. П. был как нельзя более пригоден для осуществления этих задач; по природе падкий до наживы, он не раз обращался в стихах за помощью, доходя до прямого попрошайничества в своих стремлениях получить более выгодные бенефиции. Лоренцо Великолепный, зная слабость клирика-поэта, удовлетворял его просьбы. Не без участия Медичи П. получил предложение написать пьесу об Орфее ("La favola di Orfeo", напис. 1471, изд. 1494) для придворного спектакля в Мантуе. П. использует старую форму духовной мистерии (традиционный пролог, октава, отсутствие деления на акты, несменяемость декорации при многопланной сценической конструкции и пр.), изменяя эту форму для передачи чисто ренессансного языческого содержания. Античные образы сменяют в "Сказании об Орфее" привычный круг действующих лиц мистерии. Художественная отделка произведения отличается большой тонкостью и изяществом. "Сказание об Орфее" знаменует начало итальянской "ученой" комедии. Наиболее совершенное поэтическое произведение Полициано — поэма "Stanze per la giostra" (Стансы для турнира), написанная с целью прославления турнира, устроенного в 1475 Джулиано Медичи (брат Лоренцо) в честь своей возлюбленной. Поэма осталась незаконченной — написано 125 октав первой книги и 46 — второй. В этой поэме, не свободной от влияния латинских поэтов и особенно Клавдиана, П. дал законченный образец придворной поэзии со свойственной ей бессодержательностью, изысканным стилем и звучностью стиха. В "Стансах" звучат мотивы "золотого века", "возвращения к природе", столь популярные в позднейшей европейской литературе. Наряду с интересом к античной литературе Полициано характеризует и повышенный интерес к народной итальянской поэзии (ср. Лоренцо Медичи, см.), в духе которой им написан ряд превосходных лирических стихотворений.
Образцом прозы П. служат его письма и дневник. Цицероновский стиль его писем живо сочетается с непринужденностью и остроумием.

 Библиография:  I. Opera, Venezia, 1498, Р., 1512, Basel, 1554; A. Poliziano’s Tagebuch (1477—1479), hrsg. v. A. Wesselski, Jena, 1929; Сказание об Орфее, перев. С. В. Шервинского, ред. и комментарии А. К. Дживелегова, изд. "Academia", M.—Л., [1933].
II. Mähly J., Angelus Politianus, Lpz., 1864; Micheli Р., La vita e le opere di A. Poliziano, Livorno, 1916; Rho E., La lirica di A. Poliziano, Torino, 1923; Vaccarelle G., Poliziano, Torino, 1925; Розанов М. Н., Анджело Полициано, вступ. ст. к указ. выше русскому переводу; Дживелегов А. К., "Орфей" в литературе и на сцене, там же.
Д. Михальчи

Другие люди и понятия:

Полонская

ПолонскаяПОЛОНСКАЯ Елизавета Григорьевна [1890—] — советская поэтесса, очеркистка, писательница для детей. Род. в Варшаве, в семье инженера. Лит-ую деятельность начала с 1913. Первая книга стихов П…. Полная информация

Полонский Вяч

Полонский ВячПОЛОНСКИЙ Вяч. [псевдоним Вячеслава Павловича Гусина, 1886—1932] — критик, историк, публицист. Р. в Ленинграде в семье ремесленника-часовщика. С 14 лет вынужден был содержать себя собственным трудом;… Полная информация

Полонский Я. П.

Полонский Я. П.ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович [1820—1898] — поэт. Р. в Рязани, в семье чиновника. Учился в Рязанской гимназии, позже в Московском ун-те на юридическом факультете. Одно время сильно нуждался, зарабатывал на… Полная информация