Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Поп

ПопПОП Александр [Pope, 1688—1744] — английский поэт. Р. в Лондоне, в католической семье купца. Принадлежит к тем выходцам из буржуазии, к-рые, становясь идеологами аристократии, стремятся всячески вытравить следы своего буржуазного происхождения. Порывая со своим классом, они не всегда сливаются с другим, и творчество их обычно полно противоречий между их субъективными намерениями и чертами буржуазной культуры, которые они вносят в дворянскую лит-ру.
Первое значительное произведение П. — "Essay on criticism" (Опыт о критике, 1711), написанное стихами во время тяги буржуазных писателей к прозе, — это попытка построить систему эстетики английской аристократии. П. защищал классицизм теоретически и старался всемерно оправдать его творчески. Но в следующем своем произведении — "The rape of the lock" (Похищение локона, 1712) — П. явно нарушил изложенные им принципы, отразив в своем творчестве буржуазные влияния. Торжественным размером, в высоком "штиле" повествуется о том, как глуповатый юнец похитил у чопорной девицы локон. Сюжет взят из действительной жизни. Демократическая критика и читатель восприняли эту поэму как пародию на стиль аристократии. Следующее произведение Попа — "Windsor forest" (Виндзорский лес, 1713) — еще дальше от классицизма. По отношению к природе Поп является прямым предшественником Томсона, автора "Времен года", хотя и пытается удержаться на позициях классицизма и отстоять их от влияния буржуазной лит-ры. Продолжая невольно отражать буржуазные влияния, этот обслуживающий аристократию поэт в некоторых произведениях, как "Elegy to the memory of an unfortunate lady" (Элегия памяти несчастной леди, 1717) или "Epistle from Eloisa to Abelard" (Письма Элоизы к Абеляру, 1717), подошел весьма близко к буржуазному сентиментализму. Особенно это выражено в его "Переписке с друзьями". В большинстве случаев это — мастерски написанные короткие рассказы, предвещающие "Сентиментальное путешествие" Стерна.
Совместно со Свифтом П. издал четыре сборника "Miscelanies in prose a. verse" [1727—1732], в к-рых они нападали на демократическую лит-ру и писателей; буржуазные писатели ответили резким контрударом. П. написал тогда свою знаменитую "The Dunciad" (Дунсиада, 1728), что по-русски значит "Глупиада". В этой мастерски выполненной сатирической поэме сделан как бы смотр всем неаристократическим лит-ым силам того времени и все они жестоко высмеяны. Это был сильный удар по врагам того класса, к-рому П. служил. Вся писательская среда выступает под видом птиц и животных, а многие и под собственными именами. Рисуется царство сплошной скуки и глупости. "Essay on man" (Опыт о человеке, 1733) представляет собой попытку построения философии оптимизма. По существу, это — стихотворное переложение взглядов лорда Болингброка. Основной тезис этой философии — "все, что существует, — разумно". Бог создал мир и ушел от дел, законы мира вечны и незыблемы. Эта "незыблемость мира" означала прежде всего незыблемость общественных форм. Но и в "Опыте о человеке" П. не мог не поддаться воздействию буржуазной мысли, в частности вольтерьянским влияниям. Это вызвало недовольство аристократических читателей. В оправдание он написал "Всемирную молитву" (Universal prayer), к-рая прошла незамеченной. Кроме этого П. написал еще опыты "Of the Knowledge a. characters of men" (О знаниях и характере человека, 1733), "Of the characters of women" (О характере женщины, 1735; этот опыт — сплошная сатира на женщину), "Of the use of riches" (Об употреблении богатства, 1732).
П. перевел "Илиаду" и "Одиссею". Переводы эти весьма далеки от подлинника. Теоретик классицизма, Поп редактировал сочинения Шекспира, совершенно не удовлетворявшие по своей эдиционной технике даже современников Попа.

 Библиография:  I. Works, ed. J. W. Croker, W. Elwin and W. J. Courthope, 10 vv., L., 1871—1889; Poetical Works, ed. by A. W. Ward (Globe ed.), L., 1869, new. ed., 1882. Переводы у Н. В. Гербеля: "Английские поэты в биографиях и образцах", СПБ, 1875; Опыт о человеке, переведено с французского на русский язык учеником Ломоносова Н. Н. Поповским, несколько изданий, Москва, 1757; Яссы, 1791; Москва, 1802; Москва, 1812, перевод "обработан" епископом Амвросием (А. С. Зертись-Каменский) и с подлинником имеет очень мало общего; Четыре времени года, перевел с английского М. Макаров, Москва, 1809.
II. Stephen L., Pope, English Men of Letters, L., 1880; Paston G., Mr. Pope, his Life and Times, 2 vv., L., 1909; Strachey L., Pope (Leslie Stephen Lecture for 1925), Cambridge, 1925; Warren A., A. Pope as Critic and Humanist, Diss., Princeton, 1929; Andra E., L’influence française dans l’œuvre de Pope, P., 1931; Meyer H., Studien zur Verskunst A. Popes, Diss., Göttingen, 1930; Стороженко Н. И., Очерк истории западно-европейской литературы, М., 1916 (отд. III, гл. III); Веселовский А., Век просвещения в Англии. Английская литература XVIII века, статья во "Всеобщей истории литературы", под ред. В. Корша — А. Кирпичникова, т. III, СПБ, 1888.
III. Griffith R. H., A. Pope: a Bibliography, v. I, pt 2, Pope’s own writings, 1735—1751, Austin, 1927.

Другие люди и понятия:

Попов

ПоповПОПОВ Николай Павлович [псевдоним Жугыль, 1901—] — коми пролетарский писатель, преимущественно драматург и критик. Р. в семье крестьянина-бедняка. Член ВКП(б). Был секретарем КАПП; редактором… Полная информация

Попович

ПоповичПОПОВИЧ Богдан [1863—] — видный сербский лит-ый критик (искусствовед), проф. Белградского университета. Р. в Белграде. Первые лит-ые работы его относятся к концу 80-х гг. ("Студия о Бомарше", 1889)…. Полная информация

Попутчики

ПопутчикиПОПУТЧИКИ — отряд советских писателей, сотрудничавших с пролетариатом в годы восстановительного и в начале реконструктивного периода. Термин "литературное попутничество" возник как… Полная информация