Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Потье

ПотьеПОТЬЕ Эжен [Pottier, 1816—1887] — французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор "Интернационала". П. — преимущественно поэт-пропагандист, некоторые песни которого являются настоящими гимнами, бытописатель и бичующий сатирик-памфлетист. Родился в Париже, в семье упаковщика, в молодости и сам был упаковщиком недолгое время, затем — "пионом" — младшим школьным надзирателем, приказчиком и наконец, до Коммуны, — талантливым тканеразрисовщиком. Дебютировал в дни Июльской революции 1830. В 40-х гг. П. все больше обращается к социальной поэзии и испытывает влияние утопического социализма, особенно фурьеризма. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 П. выступил с песнями "Ventre creux" (Пустой желудок) и др., рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционное настроение, и "Muse de la chanson" (Муза песни), в которой он призывал песню вновь стать "Марсельезой" и подчеркивал историческую диалектику песни в противоположность иронической фразе Бомарше "во Франции все кончается песнью", давая ее революционную перифразу: "во Франции песнями все начинается". В 1848 П. дрался на баррикадах. Горячо реагируя как на Февральскую революцию, так и на Июньское рабочее восстание, поэт однако еще не возвышался над общим уровнем классового самосознания французских рабочих, в большинстве — мелкоремесленного пролетариата. К Февральской революции относится его песня "Peuple" (Народ), с характерными лозунгами "хлеба и прав". Песня Потье "Tuer l’ennui!" (Убить тоску!) отразила стихийность Февральской революции, но эта песня не характерна даже для среднего февральского баррикадного бойца-рабочего, выражая идею бунта с горя, бунта ради бунта. Потье отдал в Феврале полную дань вере в спасительную роль демократической революции и демократической республики. К этой эпохе относится его "Propagande des chansons" (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в "Buveurs du sang" (Кровопийцы), "Vieille maison à démolir" (Старый дом на слом) и др. песнях, в к-рых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня "Enfantement — Juin 1848" (Роды — июнь 1848) — пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь "Juin 1848" (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П. в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в лит-ре П. в песне "Quel est le Fou?" (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое "отщепенство". После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней "Qui la vengera?" (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его лит-ом представителе — П. При Второй империи благодаря некоторому промышленному оживлению временами притуплялся классовый инстинкт довольно значительных слоев французского пролетариата, а с ними и П., что отразилось в его "Exposition" (Выставка, 1861), где он призывает сильных и слабых стереть следы их вражды. Но в других произведениях Потье рисует, какой ценой покупается это показное "благополучие". В гневных памфлетах П. изображает корыстность буржуазии, ее экономики и культуры, тем самым способствуя изживанию иллюзий сотрудничества классов.
В эпоху острого политического кризиса, приведшего к Франко-прусской войне, складываются революционно-социалистические убеждения Потье. В 1870, вместе с организованным им синдикатом тканеразрисовщиков, он вступил во французскую секцию Интернационала. Он был среди подписавших обращение к германским социалистам против войны. Избранный делегатом в ЦК Национальной гвардии, П. явился одним из тех, кто подготовил провозглашение Коммуны. Членом Коммуны он был избран на дополнительных выборах в апреле 1871. В Коммуне П. принял участие в ряде ее социальных мероприятий. Революционное строительство Коммуны имело огромное влияние на рост его революционно-пролетарского сознания. 55 лет от роду Потье дрался за Коммуну на последних ее баррикадах.
Скрываясь в Париже после разгрома Коммуны, П. в июне 1871 написал "Интернационал" (L’internationale) — одно из величайших в истории произведений социальной поэзии. Этому произведению, благодаря его высокому революционному пафосу и заостренности его строф лозунгами, созвучными положениям "Коммунистического манифеста", суждено было стать — уже после смерти П. — международным революционно-пролетарским и после Октябрьской революции советским гимном.
В июле 1871 П. принужден был бежать в Англию. Здесь он написал песню-поэму "Jean Lebras" (Жан-Рабочие руки), в к-рой описал безрадостный жизненный путь рабочего.
В 1873 нужда заставила П. перекочевать в Америку где он продолжал принимать участие в рабочем движении. По случаю объединения в 1876 различных рабочих социалистических, в частности эмигрантских групп в Америке в Рабочую партию он посвятил последней стихотворный адрес под тем же названием, ярко вскрывая в памфлетной форме острого диалога между Сейфом (капитализмом) и Рабочей партией социальные противоречия капиталистического общества и лицемерие буржуазии. Еще ярче его поэтический адрес от имени трудящихся Америки трудящимся Франции, под английским заголовком "The Workingmen of America to the Workingmen of France" (Рабочие Америки рабочим Франции), изд. в 1876 отдельной брошюрой по случаю приезда французской рабочей делегации на всемирную выставку в Филадельфии. В этом остром памфлете Потье "выставляет" то скрытое от глаз посетителей буржуазных "всемирных выставок" сырье, продуктами к-рого являются их замечательные экспонаты; это "сырье" — оборотная сторона капиталистического "просперити": нажим на зарплату, эскплоатация женского и детского труда, борьба за рынки и монополии, милитаризм и войны, податной гнет, полицейщина, бюрократизм, классовая юстиция и поповщина, шантаж, реклама и продажная печать, кризисы, обнищание рабочего класса. В эту же эпоху П. написал поэму "La Commune de Paris", к-рая может служить блестящей художественно-литературной иллюстрацией к "Гражданской войне" Маркса, признанием ошибок Коммуны и особенно незабываемой картиной кровавого торжества "версальской" буржуазии.
В 1880 Потье, по общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию разбитый параличом. Здесь он примкнул к только что образованной под руководством Гэда Рабочей партии. На его политических песнях 1880—1881, совпавших с первыми избирательными кампаниями Рабочей партии, отразилась идейная и организационная неоформленность последней в начальный период ее существования. К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочего класса и критике буржуазного общества и вобравших в себя весь накопленный поэтом огромный жизненный и исторический опыт. В 1880 он написал свою замечательную песнь-поэму "Jean Misère" (Жан-бедняк), превратив старинный образ Горемыки французской лубочно-ремесленной лит-ры в чеканный профиль рабочего-коммунара. Кризис перепроизводства в первой половине 80-х гг. отражен П. в сонетах "L’abondance" (Изобилие, 1881) и "L’engorgement" (Закупорка, 1884) и в стихотворении "La crise" (Кризис, 1885). С замечательной силой П. рисует классовые бои в "Les affameurs" (Голодоморы — локаут в Рубэ в 1882) и "La gréve" (Стачка — историческая Анзенская забастовка 1886).
В выдающихся песнях-поэмах "La veuve du carrier" (Вдова каменолома, 1882) и "Les nids" (Гнезда, 1887) П. описывает печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжелую долю батрачки и посвящает предсмертные стихи и песни пролетарским детям ["Le petit va-nu-pieds" (Босоногий малыш) и "Souliers qui prennent l’eau" (Башмаки, которые набирают воду, 1887)].
Вместе с тем до самой смерти П. остается преимущественно певцом Коммуны. В сонете "Triomphe de l’ordre" (Триумф порядка, 1880) он бросает вызов палачам Коммуны. "La Commune a passé par là" (Здесь прошла Коммуна, 1885) и "Elle n’est pas morte" (Она не умерла, 1886) являются одними из лучших исторических песен о Коммуне.
В 1884 были изданы сборник сонетов П. "Poésie d économie sociale" и сборник его песен "Quel est le fou?" (Кто безумец?). В 1887, за несколько месяцев до смерти П., его товарищами по Коммуне был издан его сборник "Chants révolutionnaires" (Революционные песни), в к-рый вошел "Интернационал". Кроме того лит-ое наследие П. рассыпано по различным социалистическим журналам и сборникам. Многое осталось однако неопубликованным.

 Библиография:  I. Poésie d’économie sociale, P., 1884; Quel est le Fou? Avec préf. de G. Nadaud, P., 1884; Chants révolutionnaires, préf. de H. Rochefort, P., 1887; ibid., préf. de J. l’Allemane, J. Jaurès, E. Vaillant, notice de J. Vallès, P., s. a.; The Workingmen Party, 1876; The Workingmen of America to the Workingmen of France, 1876; La commune de Paris, 18 Mars, San Francisco, 1877; Almanach Eugène Pottier, publié par E. Museux, P., 1912 (ряд посмертных произведений). Русские переводы: Потье Эжен, Песни, переводы и вступ. ст. Л. Гатова, ГИХЛ, М.—Л., 1932 (20 произв.). Немецкие переводы: Mehring W., Pottier und Clement, Französische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune, übertragen und eingeleitet, Berlin, 1924. "Интернационал" Потье переведен на множество языков, особенно — народов СССР; на русском языке впервые (неполно) переведен в "Листках жизни", 1902, № 8 (Лондон).
II. Критико-библиографические сочинения о Потье: Museux E., Eugène Pottier et son œuvre, P., 1898; Его же, Eugène Pottier ст. в "Almanach Pottier", P., 1912; Argyriadès P., Le poète socialiste Eugène Pottier, P., 1888; Bellot E. Poètes et chansonniers socialistes, P., 1892; Malon B. Eugène Pottier, "Revue socialiste", 1887, déc.; Livet A. La chanson rouge au 19-me siècle, "Revue socialiste" 1902; Zévaès A., L’internationale, ses auteurs, son histoire, "Monde", 1929, 27/IV (русский перевод этой статьи — Зеваэс А., Интернационал и его авторы, "Сов. музыка", 1933, № 2); Nadaud G., Préface к сб. Потье "Quel est le Fou?"; Rochefort H., Préface к 1-му изд. сб. Потье "Chants révolutionnaires"; Allemane J., Jaurès J. et Vaillant E., Préface ко 2-му изд. "Chants révolutionnaires"; Vallès J., La poésie populaire ("Cri du peuple", 1883, 29/XI), перепечатано в повторном издании "Chants révolutionnaires" и в кн. Vallés J., Des Mots, P., 1920; Гатов Ал., Солдат и поэт революции, вступ. ст. к "Песням" Потье, М.—Л., 1932; Его же, Пропаганда песен, М.—Л., 1931 (гл. "Эжен Потье"); Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, изд. 3, П., 1923 (гл. "Эжен Потье"); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1919, стр. 20—23.
Ал. Дробинский

Другие люди и понятия:

Поучение

ПоучениеПОУЧЕНИЕ — в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь,… Полная информация

Поэзия и проза

Поэзия и прозаПОЭЗИЯ и ПРОЗА — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления… Полная информация

Поэма

ПоэмаПОЭМА [греч. poiein — "творить", "творение"; в немецкой теоретической литературе термину "П." соответствует термин "Epos" в его соотнесенности с "Epik", совпадающем с русским… Полная информация