Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Прево Эжен Марсель

Прево Эжен МарсельПРЕВО Эжен Марсель [Eugène Marcel Prévost, 1862—] — французский романист, характерный выразитель идейного оскудения французской буржуазии конца XIX и XX вв. Творчество Прево, тесно связанное с обслуживанием отсталых (частью провинциальных) слоев торговой и рантьерской буржуазии, формируется в условиях идейной и политической реакции и промышленного застоя, типичных для Франции 80-х и 90-х гг. Наряду с подчеркнуто-индивидуалистическим, эстетизирующим искусством декадентов в противовес "научному" роману Золя и его учеников складывался новый тип поставщика мещански-благонамеренного чтива.
Среди многочисленных представителей этого жанра Прево — наиболее яркий. Вслед за первым своим романом "Le scorpion" (Скорпион, 1887; русск. перев., СПБ, 1901), отражавшим еще прямое влияние натурализма и давшим картину жизни иезуитского коллежа, Прево провозглашает в предисловии к "Chonchette" (Шоншетта, 1888; русск. перев., СПБ, 1901) права "романического романа", свободного от научных идей и социальных вопросов. Ряд новых произведений, особенно роман "L’autômne d’une femme" (Осень женщины, 1893; русск. перев., СПБ, 1899), утверждает за П. репутацию признанного знатока "женской психологии", по сути дела — психологии бездельничающих, живущих чувством и чувственностью дам и девушек среднебуржуазного круга. В 1894 "Les Demi-vierges" (Полудевы; русск. перев., СПБ, 1898), обличающие нездоровую сексуальную жизнь светских молодых девушек Парижа, обеспечивают П. громкую славу, не лишенную оттенка сенсации. 900-е гг. — время наибольшего успеха П. С 1909 П. — член Академии. Откликаясь на веяния времени, воспринимаемые "обществом" как модные, подхватывая темы женской эмансипации ("Les vierges fortes", 1900), национализма ("M-r et M-me Moloch", 1906; русск. перев., M., 1907; "Les Anges-Gardiens", 1913), мировой войны ("L’Adjudant Benoit", 1916, и др.), белой эмиграции ("Sa Maitresse et Moi", 1925), Прево всюду остается тем же автором бульварно-пикантных этюдов, в которых морализация сочетается с альковностью, религиозное сознание греха обостряет чувственные переживания, а изощренная лит-ая техника никогда не переходит в художественную самобытность.
С 1921 П. редактирует основанный при его участии журнал "Revue de France", среди сотрудников к-рого — шовинист Баррес, известный своими антисоветскими выпадами Анри Бэро и др. Лит-ое движение современной Франции идет мимо П.

 Библиография:  I. Произведения последних лет: La Retraite ardente, 1927; L’Homme vierge, 1928; Voici ton Maître, 1930; Marie-des-Angoisses, 1932; Febronie, 1933; Le Pavillon vert, 1934. В довоенной России П. пользовался популярностью, особенно романы "Осень женщины" и "Полудевы". Собр. сочин., 4 тт., изд. Пантелеева, СПБ, 1901; То же, изд. А. А. Каспари, СПБ, [1912], 14 книг, бесплатное приложение к журн. "Родина"; Прапорщик Бенуа, Роман, П., 1916. После Октябрьской революции переведены: Ангелы-хранители, Роман, перевод Л. Горбуновой, изд. "Универсальная биб-ка", М., 1918; Дон-Жуанши, Роман, перев. И. Д. Маркусона, изд. "Мысль", П., 1923.
II. Bertaut J., Marcel Prévost, P., 1904; Jansen G., Frauenpsychologie u. Frauenpädagogik bei M. Prevost, Diss., Würzburg, 1927; Lemonnier L., Populisme, Paris, 1931; Reggie A., Au seuil de leur âme, s. a.
E. Кунина

Другие люди и понятия:

Предание

ПреданиеПРЕДАНИЕ [укр. — оповідання, нем. — Sage, фр. и англ. — tradition, греч. — parádosis, по народной терминологии — "досюльщина", "быль", "бывальщина"] — "народное сказание", точнее те… Полная информация

Предисловие

ПредисловиеПРЕДИСЛОВИЕ — вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора,… Полная информация

Предложение

ПредложениеПРЕДЛОЖЕНИЕ — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. предикации — см. ниже) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм… Полная информация