Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Прециозная литература

Прециозная литератураПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА ["прециозный" — франц. précieux, первоначально — драгоценный, от лат. pretiosus, а затем также изысканный, жеманный) — лит-ое направление, возникшее во Франции в начале XVII в. в придворно-аристократической среде и просуществовавшее до 60-х гг. XVII в. Аналогичные лит-ые движения существовали примерно в ту же эпоху в ряде других стран [маринизм — в Италии, гонгоризм, или культизм — в Испании, эвфуизм — в Англии (см. ниже)]. После политического банкротства антипротестантской католической "лиги", представлявшей к концу XVI в. феодальную реакцию против королевской власти, П. л. отражает разложение французской владетельной аристократии и переход ее на положение придворных короля. Основные черты этой лит-ры — отказ от изображения реальной действительности, идеализация аристократии и особый утонченный литературный стиль, отличный от обыденной "вульгарной" речи. В этом сказалось стремление аристократии сохранить привилегированное положение в новых условиях, подчеркнуть свое превосходство над остальными социальными группами, а также удовлетворить те эстетические потребности, к-рые возникли в обстановке праздного существования класса, отрешенного от активного участия в жизненной борьбе. Оноре д’Юрфе [H. d’Urfé, 1568—1626] в льстивом посвящении ко 2-й книге (вышла в 1610) своего 5-томного пасторального романа "Астрея", ставшего настольной книгой прециозников, обращается к Генриху IV с восхвалением его деяний, принесших умиротворение всей Европе, и называет его подлинным автором своего произведения, так как только в условиях "отдыха и спокойствия" стали возможны подобные творения.
Прециозная школа оформилась в атмосфере аристократических салонов. Наибольшей славой пользовался салон маркизы Рамбулье (Rambouillet) "cour de la cour", считавшийся законодателем светских нравов и лит-ых вкусов. Здесь наряду с принцами крови постоянными посетителями были поэты Шаплен (Chapelain), Вуатюр (Voiture), Годо (Godeau), Менаж (Ménage), знаменитый кавалер Марино, молодой Корнель, уплативший дань прециозности в своей комедии "Mélite" (Мелита, 1629), и создатель эпистолярной формы прециозников Гез де Бальзак (J. L. Guez de Balzac). Здесь отшлифовался лит-ый аристократический язык с его боязнью вульгаризмов, изысканными перифразами, напыщенной риторикой, неумеренным гиперболизмом. Лит-ым отражением салонной жизни были бесчисленные мадригалы, сонеты, рондо, послания, представлявшие собой легкую, изысканную светскую "causerie" (непринужденный разговор, беседа) в стихах с ее острословием, вычурными оборотами, словесной игрой, поэтическими загадками, каламбурами. Любовь, точнее галантная влюбленность, культ дамы, мелкие эпизоды светской жизни — обычная тематика этой поэзии. Ее наиболее яркие представители — Годо, Бенсерад (Benserade), Котен (Cotin), Вуатюр, Пелисон (Pellisson), Саразен (Sarrasin), создавшие условный стиль светской лирики, блестящей по форме, но пустой и бессодержательной, отразившей узкий круг эстетических интересов бескровной дряхлеющей среды.
Писатели-прециозники в формировании своего стиля использовали готовые образцы итальянской и испанской лит-ры XVI в., широко распространившейся во Франции в подлинниках и переводах. В лирике это был "петраркизм" поэтов позднего Возрождения, утвердившийся во французской придворной поэзии со времен "Плеяды" и впоследствии осложненный воздействием Марино, испанца Гонгоры и др. В области монументальных жанров (роман, поэма) и драмы это была пастораль в ее различных вариациях — "Аркадия" Саннадзаро, "Аминта" Тассо, "Верный пастух" Гварини, "Диана" Монте-майора, "Галатея" Сервантеса, позднее мифологическая поэма "Адонис" Марино, вышедшая во Франции с предисловием Шаплена [1623], поэмы Боярдо, Ариосто и Тассо, а также испанские рыцарские романы, знаменитые "Амадисы", оказавшие сильное влияние гл. обр. на героико-галантные романы Гомбервиля, г-жи Скюдери и др.
Пастушеский жанр существовал во Франции еще в XVI в. Но именно прециозники сделали пастушков и пастушек центральными персонажами своих драм и романов. Пасторальные мотивы заполонили французский театр 20-х гг. XVII в. "Изучение человеческого сердца", мифологизм и лирические реминисценции, внешняя декоративность, риторическая декламационность как нельзя более отвечали запросам изысканной публики.
Используя образы, мотивы, композиционные приемы итальянской и испанской пасторали, Оноре д’Юрфе создает свою "Астрею" (выходила частями с 1607 до 1627), ставшую образцом французского прециозного пасторального романа и породившую ряд подражаний. В романе действие перенесено в Галлию V в., на берега озера Линьеон; главные персонажи романа — пастушки́ и пасту́шки, "но не те пастухи, которые не знают иной жизни, а те, которые нашли в этой сладостной жизни благородное отдохновение", говорит один из героев романа, вкруг них нимфы, друиды, придворные сказочной королевы Амасис. Пастушеский посох и свирель символизировали бегство аристократа от окружающей действительности в идеальную страну, где нет иных бурь и треволнений, кроме тех, к-рые причиняет любовь.
Перипетии любовной истории героев романа — Селадона и Астреи — перебиваются множеством вставных эпизодов, вводящих в ткань романа все новых и новых действующих лиц и в большинстве случаев варьирующих те же любовные мотивы. События развиваются чрезвычайно медленно, герои не действуют, а рассуждают, спорят, анализируют различные оттенки и контраверсы любовных переживаний. Эти любовные дискуссии приводят к установлению законченного морального кодекса галантных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, к-рыми должны руководствоваться утонченные аристократические натуры. Изысканно аффектированный риторический стиль романа был образцом той речевой культуры, к-рую стремились внедрить в литературу и в быт писатели-прециозники.
Успех "Астреи" был огромный. "В течение сорока лет почти все театральные пьесы брали сюжет из „Астреи“ и поэты обычно довольствовались тем, что перелагали в стихи то, что г-н Юрфе сказал в прозе о своих персонажах" (Сегре). Драматизации отдельных эпизодов романа посвящены "Lygdamon et Lidias" (напис. в 1629, напеч. в 1631) Ж. Скюдери, "Chryséide et Arimant" (пост. в 1625, напеч. в 1630) Мере (Mairet), "Madonthe" [1632] Катиньона, "La Dorinde" [1631] Овре (G. Auvray) и др. В предисловии к своему роману "Artamène ou le grand Cyrus" (Артамен или Великий Кир, 1649—1653) г-жа Скюдери пишет: "Бессмертный Гелиодор и великий Юрфе были и будут для меня единственными образцами. Это мои единственные наставники; только им я следовала, только им нужно следовать". В Германии была основана "Académie des Parfaits amants", ее создатели, 48 принцев, принцесс и пр. представителей высшего света, обратились к Юрфе с письмом, в к-ром сообщили, что они решили, приняв имена героев "Астреи" и облачившись в их костюм, предаться наслаждению "совершенной любви".
Героико-галантный роман, получивший широкое распространение в 40—60-х гг., по существу был лишь некоторым видоизменением пасторального. Античные герои "Клеопатры" (12 частей, 1647) Ла Кальпренеда, "Артамена или Великого Кира" (10 частей, 1649—1653), "Клелии" (Clélie, 10 частей, 1654—1660) M. де Скюдери — те же идеализированные аристократы, изысканные и чувствительные, что и пастушки "Астреи". Любовные перипетии, перемежающиеся с рассуждениями о любви, заполняли все содержание романа. В отличие от пасторалей галантно-героические романы изобилуют авантюрными положениями, к-рые однако не делают произведения более динамичным, т. к. приключенческий элемент разбавлен бесчисленными описаниями и длительными рассуждениями. Вычурный орнаментализм и ходульная риторичность прециозников в этом жанре нашли свое наиболее законченное выражение.
Позднее других жанров появляется героическая поэма прециозников — это "Alaric" (Аларих, 1654) Ж. Скюдери (G. Scudéry), "Clovis" (Хлодвиг, 1657) Демаре (Desmarets), "Saint Louis" (Святой Людовик, 1653) Ле Муана (Le Moyne), "La pucelle" (Девственница, 1656) Шаплена и др. В этих произведениях, густо насыщенных самой безудержной фантастикой, выведены те же идеальные, изысканные придворные, что и в произведениях других жанров. Героика перемешивается с любовными приключениями. Бесчисленные описания, нагромождение деталей, гиперболизм, причудливость метафор и сравнений (гигант, охраняющий источник в "Св. Людовике", "подобен ели, шествующей по земле", и т. п.) характеризуют эти произведения.
Протест против прециозников шел из рядов буржуазных писателей. Еще в 1627 сатирик-реалист Сорель выпустил пародию на пастушеский жанр — поэму "Le Berger extravagant", написанную под влиянием "Дон-Кихота" Сервантеса, в к-рой осмеял традиционные мотивы, образы и стиль пасторалей. Герой поэмы, сойдя с ума от чтения "Астреи", делается пастухом и совершает ряд "безумств".
В борьбе с феодально-аристократической идеологией, эстетикой и ее влиянием на буржуазию выступили против прециозников Мольер и Буало. Последний в своих "Сатирах" [1660—1668], "Посланиях" [1669—1677], "Поэтическом искусстве" [1674] и др. ядовито высмеивает баро́чную вычурность стиля прециозников, анархическую композицию их поэм и романов, вскрывая алогизмы и нападая на метод трактовки античных моментов. Об образе Кира в романе Скюдери он говорит: "Вместо того, чтобы создать образец совершенства, она сочинила из него Артамена, еще большего безумца, чем все Селадоны и Сильвандры, он занят только своей Манданой, он с утра до вечера только жалуется, вздыхает и стенает о любви" ("Предисловие к диалогу о героях романа").

Стихотворение, набранное в форме державы,немецкого поэта XVII в. Гарсдерфера Прециозная школа в Италии, носившая название маринизма (по имени поэта Марино, см.), возникла в атмосфере феодальной реакции, укрепившейся в Италии во второй половине XVI в. Вычурность, словесная игра, орнаментализм, тяготение к пасторальным мифологическим сюжетам, присущие придворным поэтам конца XV и XVI вв. (петраркисты, Саннадзаро, Тассо, Гварини), нашли свое завершение в творчестве Марино и его продолжателей, возведших в культ манерную изысканность образов, цветистость метафор, жонглерство стихотворной формой.
Тот же характер носит испанская придворная поэзия XVII века, так наз. гонгоризм, или культизм (culto — утонченный), нашедший свое выражение в формалистически-изощренном творчестве Гонгоры, Виллалядианы, Парависино, Рока и Серна, Вергары (книга стихов "Идеи Аполлона"), Розас (стихотворный сборник "Разговоры без карт") и др.
Наиболее яркими выразителями прециозности в Англии был Джон Лили, роман которого "Эвфуес" [1579—1580] дал наименование всему направлению (эвфуизм), и Томас Лодж [1558—1625] — романы "Розалинда" [1582], "Очаровательная история Форбония и Просперции" [1584].
Немецкая П. л. возникает под влиянием французской и итальянской и носит те же черты кастовой аристократической замкнутости и формальной изощренности (Гарсдерфер, фон Биркен и др.).
В целом П. л. представляет собой типичный продукт европейского Барокко в его аристократически-дворянском выражении. В XVIII веке ряд черт П. л. (культ "легкой поэзии", пасторали, декоративизма, галантной темы) удерживается литературой Рококо; последняя однако преодолевает баро́чную напыщенность П. л., тягу прециозников к монументально-героическому и вычурному (см. "Рококо").

 Библиография:  Somaize A., Le dictionnaire des Précieuses, 2 vv., P., 1856; Cousin V., La société française au XVII-e siècle, d’après le Grand Cyrus de m-lle de Scudéry, 2 vv., P., 1858; Lanson G., Rapports de la littérature française et de la littérature espagnole, "Revue d’histoire littéraire de la France", 1896, 1897, 1901; Livet Ch. L., Précieux et précieuses, 3 éd., P., 1896; Magne E., M-me de la Suze et la société précieuse, P., 1908; Его же, Voiture et les origines de l’Hôtel de Rambouillet 1597—1635, P., 1911; Его же, Voiture et les années de gloire de l’Hôtel de Rambouillet 1635—1648, P., 1912; Его же, Le salon de Madeleine de Scudéry ou le royaume de Tendre, Monaco, 1927; Fidao-Justiniani J. E., L’esprit classique et la préciosité au XVII-e siècle, P., 1914.
Л. Галицкий

Другие люди и понятия:

Прешерн

ПрешернПРЕШЕРН Франц Ксаверий [Франце Прешерен, 1800—1849] — крупнейший словенский поэт, выдающийся деятель словенского нац. движения. Р. в зажиточной крестьянской семье. Учился сначала в гимназии, затем… Полная информация

Прибаутка

ПрибауткаПРИБАУТКА [от слова "баять", т. е. говорить, приговаривать] — малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое… Полная информация

‘Прибой’

'Прибой'"ПРИБОЙ" — первое легальное кооперативное большевистское партийное издательство, возникшее в Петербурге в конце 1912 и находившееся под контролем и руководством ЦК. Средства на… Полная информация