Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Ростан

РостанРОСТАН Эдмонд [Edmond Rostand, 1868—1918] — французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в лит-ре сборником стихов "Les musardises", не имевшим успеха. Настоящее свое место в лит-ре Р. нашел в драматургии. В 1894 была поставлена его комедия "Les romanesques" (Романтики), сразу составившая Р. лит-ое имя. Прочное место в театре Р. завоевал пьесой "La princesse lointaine" (Принцесса Греза, 1895), успеху к-рой особенно содействовала игра Сарры Бернар. В 1897 Ростан опубликовал "La Samaritaine" (Самаритянку). Зенита своей славы Р. достиг после постановки "Cyrano de Bergerac" (Сирано де Бержерак, декабрь 1897). В 1900 Р. дал "L’Aiglon" (Орленок), в 1910 — "Chantécler" (Шантеклер). Свою литературную карьеру он закончил в качестве поэта книгой шовинистически-патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны. Книга эта — "Le vol de la Marseillaise" (Полет Марсельезы) — вышла уже после смерти Р. [в 1919]. В 1901 Р. был избран во Франц. академию.
Во французской литературе Ростан является эпигоном романтической драмы. Но неоромантизм Ростана лишен той социальной насыщенности, которая отличает драму романтиков 30—40-х гг. Излюбленный герой Р. — благородная и одаренная личность, не понятая окружающей средой и гибнущая в борьбе с ней. Героев своих Р. индивидуализирует только внешне, по существу же и Сирано, и Орленок, и Шантеклер являются носителями абстрактного понятия человеческого благородства. Такие же внешние, вызванные только требованиями сцены черты отличают друг от друга и персонажей, воплощающих косность, абстрактную неправду той среды, к-рая противостоит героям (Меттерних в "Орленке", граф де Гиш — в "Сирано"). Герои Р. борются с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличают "неправду", даже отдаленно не задевая основ буржуазного общества: за все это Р. снискал широкую популярность среди буржуазной публики.
Несомненными достоинствами театра Р. являются его сюжетность, интенсивность действия, выразительный диалог, неглубокое, но блестящее остроумие.

 Библиография:  I. Œuvres complètes illustrées, 5 vv., 1910—1911; Полное собр. сочин., в перев. Т. Щепкиной-Куперник, в 2 тт., СПБ, 1914, и ряд пьес в отд. изд.
II. Lemaître J., Impressions de théâtre, t. IX, 1896; Filon A., De Dumas à Rostand, 1898; Sarcey F., Quarante ans de théâtre, t. VIII, 1901; Chesterton G. K., Twelve Types, L; 1903; Mügge O., E. Rostand als Dramatiker, Friedeberg, 1903; Rictus Jehan, Un bluff littéraire, Le cas E. Rostand, 1903; Doumic R., Le théâtre nouveau, 1908; Ernest Charles J., Le théâtre des poètes, 1910; Faguet E., La vie et l’œuvre de Edmond Rostand, 1911; Haraszti J., E. Rostand, 1913; Karsenty J., E. Rostand, Marseille, 1919; Bedier J., Discours de réception à l’Académie française, 1921; Suberville J., E. Rostand, son théâtre, son œuvre posthume, 1921; Lautier A. et Keller F., Edmond Rostand, 1924 (стр. 101—111: (библиография); Page D., E. Rostand et la légende napoléonienne dans l’Aiglon, 1928; Robert L., de, De Loti à Proust, Souvenirs et confidences, 1928; Apestèguy P., La vie profonde d’E. Rostand, 1929; Grieve J. W., L’œuvre dramatique d’Edmond Rostand, 1931; Haugmard L., E. Rostand, s. a. (с библиографией): Нордау М., Собр. Сочин., т. VI, Киев, 1902, Э. Ростан.
Е. К.

Другие люди и понятия:

Ростопчина

РостопчинаРОСТОПЧИНА Евдокия Петровна, урожд. Сушкова [1811—1858] — дворянская поэтесса и беллетристка 40—50-х гг. XIX в. Р. в Москве в дворянской семье, получила домашнее воспитание. В 1833 вышла замуж за гр…. Полная информация

Ротру

РотруРОТРУ Жан [Jean de Rotrou, 1609—1650] — французский драматург. Р. в Дрё, в дворянской семье. С ранних лет отдался драматической поэзии. Повидимому Р. заступил место А. Арди в качестве драматурга театра… Полная информация

Рохас Соррилья

Рохас СоррильяРОХАС СОРРИЛЬЯ Франсиско [Francisco de Rojas Zorrilla, 1607—1648] — испанский драматург. Автор многочисленных трагических и комических пьес, написанных им самостоятельно или в соавторстве с другими… Полная информация