Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Рудзанте

РудзантеРУДЗАНТЕ [Ruzzante, настоящее имя — Angelo Beolco, 1502—1542] — выдающийся итальянский диалектальный драматург. Сын падуанского врача, Р. получил хорошее гуманистическое образование, заметное в его комедиях, из которых две ("La Vaccaria" и "La Piovana", обе в 1533) представляют обработку комедий Плавта. Род. с 18 лет стал актером и главой полупрофессиональной труппы, выступавшей в Венеции в патрицианских домах, а в 1529—1532 игравшей даже при Феррарском дворе. Для этой труппы Р. и сочинял свои комедии из крестьянской жизни, написанные по большей части на падуанском диалекте. Талантливый актер, он исполнял в своих пьесах роли крестьянина Рудзанте (дословно — "шутник"), несколько напоминающего маску Арлекина в commedia dell’arte (см.), но отличающегося, несмотря на постоянное имя, типаж и костюм, большим разнообразием своих сюжетных функций (Р. — то обманутый муж, то любовник, то глупый слуга, то хвастливый солдат).
Драматическое наследие Р. состоит из 10 пьес, из коих первые две [1517—1520] написаны стихами, а остальные — прозой. В четырех комедиях Р. люди высшего звания говорят на тосканском (лит-ом) яз., а крестьяне — на "мужицком" падуанском наречии. В остальных Р. пользуется исключительно диалектом, причем делает это совершенно сознательно, стремясь к максимальному реализму; по той же причине лучшие комедии Р. ("La Fiorina", "La Moschetta" и два "Диалога на деревенском языке") совершенно свободны от лит-ых влияний. В жанровом отношении комедии Р. приближаются к фарсу из деревенской жизни, культивировавшемуся в начале XVI в. в различных городах Тосканы (особенно в Сьене) и Венецианской области. Отлично зная падуанскую деревню, Рудзанте дает необычайно сочную, красочную и правдивую картину крестьянской жизни, любовно проникая в психику мужика, рисуя его радости и горести. Выдающийся реалист, он дает такое освещение деревенского быта, какого не найти ни у одного из современных ему итальянских авторов; в своем втором "Диалоге" он поднимается до изображения семейной трагедии из крестьянской жизни, стоящей совершенно особняком в эпоху, когда быт низших классов было принято изображать только в комическом свете. Кроме комедий Р. оставил две "речи" (orationi), обращенные к кардиналам Корнаро по случаю их приезда в Падую; в этих "речах" он вступается за угнетаемых крестьян, говорит об их нуждах, скорбит о дороговизне и военной оккупации Италии.

 Библиография:  I. Произведения Рудзанте имеются в оригинале только в изданиях XVI—XVII вв., из них лучшее — первое, озаглавленное: Tutte le opere del famosissimo Ruzzante di nuova con somma diligenza rivedute e corrette…, Vicenza, 1584. Новейшие переиздания отдельных вещей: Do Rasonamenti e una Slettra, Padova, 1885; Tre dialoghi, Padova, s. a.; Fiorina, Padova, s. a. Французский перевод всех пьес Рудзанте дал A. Mortier во II т. своего труда (см. ниже). Русских переводов Рудзанте не существует.
II. Гаспари А., История итальянской литературы, т. II, перев. К. Д. Бальмонта, М., 1897; Sand M., Masques et bouffons, 1859; Sanesi J., La commedia, Milano, s. a.; Scherillo M., La commedia dell’arte in Italia, Torino, 1884; D’Ancona A., Origini del teatro italiano, 2 ed., 2 vv., Torino, 1891; Brunelli B., I teatri di Padova, dalle origini alla fine del secolo XIX, Padova, 1921; Boldrin G., Ruzzante, Padova, 1924; Mortier A., Ruzzante, un dramaturge populaire de la Renaissance italienne, 2 vv., P., 1925—1926; Cataldo A., Il Ruzzante (Angelo Beolco), Milano, s. a. (1933).
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Рудченко И. Я.

Рудченко И. Я.РУДЧЕНКО Иван Яковлевич [псевдоним Ів. Білик, 1845—1905] — украинский лит-ый критик и этнограф, брат и соавтор украинского писателя П. Мирного (см.). В начале своей литературно-критической и… Полная информация

Рукавишников

РукавишниковРУКАВИШНИКОВ Иван Сергеевич [1877—1930] — писатель. Родился в Нижнем-Новгороде, в купеческой семье. Окончил экстерном гимназию, в течение семи лет занимался живописью. С 1896 начал печататься в… Полная информация

Рукопись

РукописьРУКОПИСЬ. — В зависимости от того, имеем ли мы дело с текстом, написанным самим автором, или с воспроизведением этого текста посторонним лицом, Р. является автографом (см.) или списком. Последний… Полная информация