Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Саннадзаро

СаннадзароСАННАДЗАРО Якопо [Jacopo Sannazzaro, 1458—1530] — итальянский и неолатинский поэт. Происходил из испанской дворянской семьи, выселившейся в Италию. Р. в Неаполе. В возрасте 22 лет сблизился с кружком неаполитанских гуманистов, возглавляемым неолатинским поэтом Понтано (см.). С. стал учеником Понтано и членом основанной им Понтанианской академии, в к-рой работал под именем Actius Sincerus. Был тесно связан с неаполитанскими королями араганской династии, принимал участие в их походах в Тоскану [1479] и в Отранто [1481] и сопровождал последнего из них Федериго в изгнании во Францию [1501], откуда вернулся на родину только после его смерти [1504]. Остаток жизни прожил уединенно на своей вилле Мерджеллине, целиком погруженный в лит-ые и научные занятия. В старости отдался религиозным настроениям, построил на свои средства церковь, в к-рой и похоронен.
Свою лит-ую деятельность С. начал сочинением аллегорических пьес, прославляющих военные подвиги арагонских королей и расчитанных на исполнение во время придворных празднеств. Несмотря на литературность языка, изобилие античных реминисценций и отсутствие комического элемента, эти пьески названы С. фарсами, в виду их внешнего сходства (простота и неправильность построения, 11-сложный стих с внутренними рифмами) с этим "народным" жанром. Для увеселения неаполитанского двора С. написал также свои комические монологи ("Gliommeri" — "Клубки"), подражающие репертуару жонглеров и переполненные злободневными намеками, насмешками над живыми людьми, народными выражениями, пословицами и т. д. К юности С. относятся и его любовные стихотворения, написанные в манере Петрарки и начавшие волну "петраркизма" в итальянской лирике XVI в.
Но все эти юношеские произведения С. бледнеют перед его знаменитым пастушеским романом "Arcadia" (Аркадия, написан между 1481 и 1486, издан 1504), положившим начало моде на пастораль (см.) в Италии и в других европейских странах. "Аркадия" — описание блаженной страны пастухов, в к-рой ищет убежища отвергнутый любовник Синчеро (автобиографический образ). Синчеро принимает участие в празднествах, играх и песнях пастухов, внимает их любовным жалобам и оплакивает собственные горести. Затем он возвращается на родину, узнает о смерти своей жестокой возлюбленной и скорбит о ней. Все это изложено в 12 "гимнах" (идиллических картинах в прозе), чередующихся с 12 "эклогами" (буколические диалоги в стихах). Те и другие переполнены заимствованиями у мастеров античной и ренессансной буколической поэзии (Феокрита, Вергилия, Овидия, Кальпурния, Петрарки, Бокаччо). Самый прием чередования прозаических кусков с поэтическими взят С. из "Амето" Бокаччо. Весь тематический материал "Аркадии" искусственен и традиционен. Ни итальянская природа, ни итальянская деревенская жизнь не проглядывают через условные очертания ее образов. И все же роман показался современникам С. весьма актуальным в силу пронизывающего его утонченного изображения чувств. К тому же пастушеские маски "Аркадии" скрывали идеализованных неаполитанских аристократов, а весь роман в целом реализовал грезу гуманистически образованной землевладельческой знати Неаполя, проводившей политику рефеодализации Италии. Роман имел громадный успех, в течение XVI в. он выдержал 59 изданий и был переведен на все зап.-европ. яз.
В качестве поэта-гуманиста С. написал также ряд латинских стихотворений. Среди последних наибольшей известностью пользуются его "Eclogae piscatoria" (Рыбацкие эклоги). Их тематическая новизна — в замене традиционных в буколической поэзии пастухов рыбаками неаполитанского побережья. Большая реалистичность "Рыбацких эклог" сочетается с чисто вергилиевской прелестью латинских стихов С., к-рые значительно гибче и изящнее его итальянских стихов.
Большим мастерством формы и разнообразием содержания отличаются также сборники латинских элегий (3 книги) и эпиграмм (3 книги), в к-рых С. повествует о различных радостных и горестных событиях своей жизни. В этих стихотворениях находят себе особенно полное выражение патриотические и монархические настроения С., не за страх, а за совесть служившего арагонской династии. Наконец старческие пиетические настроения С. породили большую латинскую религиозную поэму "De partu Virginis" (О родах девы Марии, 1526), к-рая, несмотря на его упорную 20-летнюю работу над ней, не может быть признана полноценным художественным произведением.

 Библиография:  I. Лучшее издание итальянских сочинений Саннадзаро: Le opere volgari, a cura di G. B. Crispo, Padova, 1723. Полное издание его латинских сочинений вышло в Амстердаме (Actii Synceri Sannazarii opera latine scripta), 1728. Избранные латинские стихи — в сборнике Poeti umanisti maggiori, a cura di L. Grilli, Città di Castello, 1914. Лучшие комментированные издания "Аркадии" — M. Scherillo, Torino, 1888, Torino, 1926.
II. Colangelo F., Vita di Giacopo Sannazzaro, 2-a ed., Napoli, 1819; Torraca F., Gli imitatori stranieri del Sannazzaro, Roma, 1882; Его же, La materia dell’Arcadia del Sannazzaro, Città di Castello, 1888; Sainati A., La lirica latina del Rinascimento, Pisa, 1919; Scherillo M., Le origini e lo svolgimento della letteratura italiana, v. II, parte I, Milano, 1926. см. также библиографию к ст. "Пастораль".
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Санников

СанниковСАННИКОВ Григорий Александрович [1899] — поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. в семье ремесленника. По окончании городского уч-ща работал по найму. В 1916 учился в Москве на архитектурных курсах, затем в… Полная информация

Сантайана

СантайанаСАНТАЙАНА Джордж [George Santayana, 1863—] — северо-американский поэт. Р. в Мадриде (Испания). В возрасте 11 лет был перевезен в США. Окончил Харвардский ун-т. С 1889 до 1912 преподавал в нем философию (с 1907 как… Полная информация

Сантильяна, де

Сантильяна, деСАНТИЛЬЯНА, де, маркиз [Íñigo López de Mendoza, marqués de Santillana, 1398—1458] — испанский поэт. Р. в аристократической семье, занимал разные государственные должности, участвовал в ряде военных… Полная информация