Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Рид Ч.

Рид Ч.РИД Чарльз [Charles Reade, 1814—1884] — английский романист и драматург. Начал свою лит-ую деятельность как драматург.
Пьесы Рида — "Ladies Battle" (Женская война, 1851), "Angelo" (Анджело, 1851), "Masks and faces" [Маски и лица, 1852 (впоследствии переделанная в роман под названием "Peg Woffington", 1853)] и "Gold" (Золото, 1853) — не имели успеха (за исключением "Масок и лиц", считавшейся одним из его лучших произведений), и Рид, перейдя к прозе, приобрел известность социальным романом "It’s never too late to mend" (Никогда не поздно исправиться, 1856), изображающим злоупотребления в тюрьмах. За ним последовала серия авантюрно-плутовских и уголовных "сенсационных" романов: "The course of true love never did run smooth" (Любовь никогда не протекает гладко, 1857), "Jack of all trades" (На все руки от скуки, 1858), "The autobiography of a thief" (Автобиография вора, 1858), "White lies" (Ложь, 1860) и бытовой роман из жизни шотландских рыбаков "Christie Johnstone" (Христи Джонстон, 1853). В 1861 вышел исторический роман Р. "The cloister and the hearth" (Монастырь и дом), изображающий Голландию XV в. и выдержанный в тонах романтической традиции Скотта-Бульвера. В дальнейшем Рид вернулся к актуальной социальной тематике и после романа "Никогда не поздно исправиться" выпустил "Hard cash" (Наличные, 1863), где изобразил вопиющие условия в домах для умалишенных; в 1869 вышел "Foul play" (Преступные дела), описывающий преступные махинации судовладельцев, а затем Р. выпустил реформистские романы "Put yourself in his place" (Поставьте себя на его место, 1870) и "A woman-hater" (Женоненавистник, 1877), изображающие нищету деревенского населения. Из сенсационных романов последнего периода интересны: "Griffith Gaunt" (Гриффит Гонт, 1866), "The wandering heir" (Наследник-скиталец, 1875; действие этих двух романов происходит в XVIII в.), "A simpleton" (Простофиля, 1873) и "A perilous secret" (Опасная тайна, 1884); несколько особняком стоит роман "Drink" (Пьянство, 1879), написанный под влиянием романа Золя "L’assommoir" (Западня).
Р., дворянин по происхождению (сын оксфордского сквайра), смыкается с реформистской мелкой буржуазией, отражает в своем творчестве типичные для нее противоречия — отрицательное отношение к крупной промышленной буржуазии и симпатию к пролетариату, но наряду с этим боязнь социальной революции. Отсюда частичная критика существующего общественного строя, требование реформ и примиренчество к системе в целом. В творчестве Рида, как и в социальной лит-ре, порожденной чартистским движением, вообще нет попытки сокрушить капитализм, а лишь стремление внести в него поправки для предотвращения революции. Отметим однако противоречия между актуальной социально-политической тематикой и методом, к-рым Р. трактует свой материал.
Р. доводит распространенные в его время принципы сенсационного романа (гиперболизация, риторичность и мелодраматичность) до абсурда. Психологический анализ (за исключением "Монастыря и дома" и "Гриффита Гонта") у него почти отсутствует. Р. широко применяет приемы сенсационной романтики Радклифф, применяя их к новой конкретно-исторической обстановке. Полуразрушенные замки заменяются урбанистическим фоном зловонных улиц, чердаков и подвалов, долговых тюрем и пр.; жестокий граф, герой готического романа, превращается в бесчестного коммерсанта, судовладельца, судебного инспектора и т. п., сохраняя однако черты традиционного злодея. В настоящее время социальные романы Рида представляют интерес лишь для изучающего историю Англии, так как содержат богатый документальный материал.

 Библиография:  I. На русск. яз. перев.: Лучше поздно, чем никогда, "Биб-ка для чтения", 1857, IX—XII; отд. изд., СПБ, 1863; Никогда не поздно исправиться, СПБ, 1857; Любит — не любит, М., 1860; Монастырь и любовь, "Отечественные записки", 1862, III, VII—XII; отд. изд., СПБ, 1865; Тяжелые деньги, "Отечественные записки", 1864, I—VI; отд. изд., СПБ, 1865; Ревность, "Отечественные записки", 1866, XXII—XXIV; 1867, I—III; Север и юг, М., 1867; Подлог, "Дело", 1868, X—XII; Поставьте себя на его место, СПБ, 1869; Приключение Жерарда, СПБ, 1871; Страшное искушение, СПБ, 1871; Простушка, СПБ, 1874; Вельможный бродяга, СПБ, 1875; Ненавистник женщин, "Отечественные записки", 1877, VI—XII; отд. изд., СПБ, 1877; Простая история, "Вестник Европы", 1884, XI—XII.
II. Coleman J., Ch. Reade as I knew him, L., 1903; Phillips W. E., Dickens, Reade and Collins, L., 1920; Hruby A., Zur Darstellungstechnik des englischen Romans. Die Personen in Charles Reades "Matter of Fact" Romanen, Wien, 1928; Elwin M., Ch. Reade, A biography, L., 1931.
Н. Егорова

Другие люди и понятия:

Риктюс

РиктюсРИКТЮС Жеан [Jehan Rictus, настоящее имя Габриель Рандон (Gabriel Randon); 1867—1933] — французский поэт. Деклассированный интеллигент, Р. с раннего детства прошел тяжелую школу лишений: был уличным торговцем,… Полная информация

Рильке

РилькеРИЛЬКЕ Райнер Мария [Rilke, 1875—1926] — один из крупнейших немецких поэтов, представитель неоромантизма дофашистской Европы. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Р. в Праге. Там же… Полная информация

Римская литература

Римская литератураРИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. I. Эпоха республики 1. Древнейший период [671] 2. Литература III—II вв. до н. э. [674] 3. Литература периода гражданских войн [680] II. Эпоха перехода к империи ("век Августа")… Полная информация