Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Ричардсон

РичардсонРИЧАРДСОН Семюэл [Samuel Richardson, 1689—1761] — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма. Родился в семье столяра. Работал наборщиком, корректором, позднее стал собственником небольшой типографии. Конец жизни провел в материальном достатке, окруженный почетом и известностью.
Лит-ую деятельность Р. начал поздно. В 1740—1741 он дебютировал романом в письмах "Pamela, or the virtue rewarded" (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую популярность не только в Англии, но и на континенте. Роман повествует о несокрушимой добродетели девушки-служанки, за к-рой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. Чтобы сломить сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. Но все напрасно. Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее стойкостью и незлобивостью. Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. Роман быстро стал знаменем борьбы мелкой буржуазии в европейском масштабе. Зато со стороны враждебного лагеря на него посыпались многочисленные пародии ("Поведение Памелы в высшем свете", 1741; "Анти-Памела"; "Памела осужденная"; пародия Филдинга "Джозеф Эндрюз", 1742, и др.), стремившиеся ослабить огромное впечатление, произведенное романом.
Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа "Clarissa Garlow, or the history of a young lady" (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747—1748), в к-ром изображалась трагическая судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). По словам автора, в романе затрагиваются "важнейшие отношения семейной жизни", особенно же показываются несчастья, проистекающие из "непредусмотрительного отношения детей и родителей в делах брака". "Кларисса" — ярчайший образчик семейного буржуазного (т. н. сентиментального) романа. Произведение это имело шумный успех. Читатели оплакивали судьбу Клариссы, но также, что уже шло в разрез с намерениями автора, весьма тепло отнеслись к образу обаятельного волокиты Ловеласа. Чтобы дать читателям подлинного "героя", Р. выпустил свой третий роман "History of Sir Charles Grandison" (Сэр Чарльз Грандисон, 6 тт., 1753). Грандисон должен был явить идеал "порядочного" человека, истого джентельмена, как его понимал мелкий буржуа. Но аристократ в роли олицетворения мелкобуржуазных пуританских добродетелей оказался сухой и мертвой фигурой. Роман этот такого успеха, как первые два, не имел. Между тем дух пуританского морализирования, столь резко выявившийся в "Грандисоне", вообще составляет характерную черту художественного метода Р. За психологом в Р. неизменно скрывается мыслитель-моралист, внимательно изучающий внутреннюю жизнь человека со стороны ее нравственных функций как возможную иллюстрацию к тем или иным положениям буржуазно-пуританской этики. Его интересуют не страсти сами по себе, но психологическая механика добродетели или порока. Отсюда тот рассудочно-аналитический характер, к-рым отмечены психологические зарисовки Р. (стремление к систематизации чувствований, каталог нравственных достоинств Памелы в конце одноименного романа, аналитические штудии Клариссы: стремясь все увидеть, обсудить и оценить, она делает для себя подробное перечисление и классификацию достоинств и недостатков Ловеласа с обозначением их всех по номерам и пр.). В этом — характерная особенность Р., резко отличающая его жанр от молодого Гёте и др. сентименталистов-штюрмеров, иррационалистов по своим основным тенденциям. От последних Р. отличается и неприязнью ко всему экзальтированному, стихийно необузданному. Его герои чуждаются бурных порывов, сильных восклицаний, их речь часто впадает в книжную правильность или даже напыщенность. При всем этом творчество Р. сыграло огромную роль в деле ниспровержения канонов классицистической лит-ры.
Огромная масса английской мелкой буржуазии, вызванная к широкой политической жизни двумя предшествующими революциями и началом промышленного переворота, увидела в Р. своего крупнейшего писателя. Французская буржуазия, подготовлявшая почву для революции 1789, особенно восторженно встретила произведения Ричардсона. Дидро поставил Р. наряду с Гомером, Софоклом, Еврипидом. Руссо считал, что ничего подобного романам Р. ни на одном языке создано не было. В Германии Клопшток, Виланд, Геллерт и др. восхваляли Р. Романы Р. были также в конце XVIII и начале XIX вв. весьма популярны и в России. С начала XIX в. популярность Р. стремительно падает. В условиях XIX века проблематика его романов утратила свою актуальность, и за Ричардсоном установилась репутация многословного и скучного писателя.

 Библиография:  I. The Works, ed. Е. Mangin, 19 vv., L., 1811; Works (Lesley Stephen), 12 vv., L., 1883; Novels, by Ethel M. M. M’Kenna, 20 vv., Philadelphia, 1901; The Shakespeare Head, Edition of the Novels of S. Richardson, in 18 vv., Oxford, 1930—1932; Памела, или награжденная добродетель, перев. Чертков, СПБ, 1787—1796 (4 чч.); Английские письма, или история кавалера Грандисона, перев. А. Кондратовича, СПБ, 1793—1794 (8 чч.); Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов, СПБ, 1791—1792 (6 чч.); Кларисса, или история одной барышни, "Биб-ка для чтения", 1848 (пересказ у А. В. Дружинина, Собр. сочин., т. V, СПБ, 1865).
II. Schmidt E., Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875; Neudr., 1924; Gassmeyer G. M., Richardsons Pamela, Diss., Lpz., 1891; Thomson С., Richardson, L., 1900; Dobson A., S. Richardson, N. Y., 1902; Dibelius W., Englische Romankunst, Bd I, Berlin, 1910; Danielowski E., Richardson’s erster Roman, Entstehungsgeschichte, Berlin, 1917; Schüking L., Die Grundlagen des Richardsonschen Romans, "Germanisch-Romanische Monatsschrift", Bd XII, 1924, S. 21—42, 88—110; Его же, Die Familie im Puritanismus, Lpz., 1929; Downs B. W., S. Richardson, L., 1928; Beckstein J., Richardson’s "Pamela" nach ihrem Gedankengehalt betrachtet, Erlangen Diss., 1930; Dottin P., S. Richardson, P., 1901; Его же, L’accueil fait à "Pamela", "Revue anglo-américaine", 1930, Août; Батюшков Ф. В., Западная литература накануне XIX в., в изд. "История западной литературы XIX в.", т. I, изд. "Мир", М., 1912. Общие курсы по западно-европейской литературе: Фриче В. М., Когана П. С., Стороженко Н. И. и др.

Другие люди и понятия:

Ришпен

РишпенРИШПЕН Жан [Jean Richepin, 1849—1926] — французский писатель. Р. в Алжире в семье военного врача. Некоторое время учился в École Normale в Париже. Не окончив курса, отправился добровольцем на… Полная информация

Робакидзе

РобакидзеРОБАКИДЗЕ Григорий [1884—] — грузинский писатель, поэт, беллетрист, драматург, критик; представитель декадентской буржуазной литературы; один из зачинателей грузинского символизма. Происходит… Полная информация

Робинзонада

РобинзонадаРОБИНЗОНАДА — термин, вошедший в лит-ру через роман Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряка из Иорка, проведшего 28 лет на необитаемом острове, описанные им самим" (The life and strange… Полная информация