Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Сказ

СказСКАЗ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в лит-ых произведениях, к-рый воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле — устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.
Наиболее распространенные формы С. — это: а) подражание сказочному, былинному и песенному складу. Ср. "За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась (Мельников-Печерский, "В лесах" — сказочный С.); б) подражание местным и профессиональным говорам крестьянства: "Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал (Лесков, "Житие одной бабы"); в) подражание просторечию и профессиональным говорам городского населения, преимущественно тех групп его, к-рые не вполне владеют лит-ым языком: "Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне…" (Лесков, "Штопальщик"); г) подражание устарелым и необычным формам письменной речи: "И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию" (Лесков, "Запечатленный ангел" — С. древнерусских поучительных книг).
Как ясно из приведенных примеров, характер С. достигается в письменной речи подбором лексики различных видов устной речи (а в последнем из приведенных случаев — лексики архаической, чуждой современному лит-ому языку) и специфическими формами синтаксиса и морфологии, допускаемыми только в устной речи (или в древней письменности): подражания фольклорным жанрам характеризуются напр. ритмизацией, речитативным или певучим складом, перенесением в письменную речь типичных для фольклора фигур, подражания просторечью — введением значительного числа диалектизмов, нарушением грамматич. строя письменной речи — незаконченностью предложений, несогласованностью их, обилием восклицательных и вопросительных оборотов.
В редких случаях С. выдерживается на протяжении всего произведения: чаще автор перемежает его обычным лит-ым изложением, мотивируя это необходимостью сокращения рассказа.
Введение форм С. обычно мотивируется авторской Vorgeschichte, характеризующей ситуацию и рассказчика (ср. построения большинства повестей Лескова — "Воительница", "Полунощницы", "Очарованный странник", "Тупейный художник" и др. Ср. "Обрамление"). Другой тоже очень распространенной формой введения С. является монологический характер повествования — Ich-Erzählung, дневник, письмо (ср. построение романов и повестей Достоевского — "Записки из подполья", "Бесы" и др.). Иногда введение С. характеризует переживания и ход мысли кого-либо из персонажей. Ср.: "Стоит мать Манефа в моленной перед иконами, плачет горькими, жгучими слезами… Мир суетный, греховный мир опять заговорил свое в душевные уши Манефы" — следует С. о богатом мужике и его красавице-дочери как изложение воспоминаний героини (Мельников-Печерский, "В лесах"). Здесь введение С. является одним из случаев так наз. "прямой косвенной речи" (style indirect libre) — характеристики мыслей действующего лица, излагаемой от лица автора.
Подлинно художественными формы С. становятся тогда, когда и все содержание произведения излагается под тем углом зрения, к-рый характерен и возможен для воображаемого рассказчика; таковы выступающие из С. образы простодушного захудалого помещика Белкина, болтливого украинского пасечника Рудого Панька, любопытного "прогрессиста" — обывателя провинциальных городишек Достоевского, петербургских мегер — приживалок и перекупщиц, поклонниц "отца Иоанна Кронштадтского" у Лескова, и т. д. и т. д.
Допускаемый в лит-ых стилях классицизма лишь в прямой речи для характеристики комических персонажей, С. широко используется в лит-ых стилях романтизма (преобладание фольклорных и древнеписьменных С. а также крестьянских С.) и реализма XIX в. (включение бытового просторечия города и широкое использование территориальных крестьянских говоров в областной лит-ре). В современной советской лит-ре формы С. достигают, с одной стороны, большей изысканности (сказ Бабеля, Тынянова, Шолохова и мн. др.), но с другой — выступают иногда недостаточно обоснованно, приобретая характер бесцельного разрушения норм лит-ого языка и вызывая протест со стороны лучших мастеров слова (выступления М. Горького против порчи лит-ого языка в 1934).

 Библиография:  Эйхенбаум Б., Иллюзия сказа, "Книжный угол", 1918, № 2 (перепеч. в сб. ст. автора: Сквозь литературу, Л., 1924); Виноградов В. В., Проблема сказа в стилистике, см.: Сб. Поэтика. I. Временник Отд. слов искусств. Гос. ин-та истории искусств, Л., 1926; Фаворин В. К вопросу об авторской речи в историческом романе, "Известия Иркутского гос. пед. ин-та", 1935, вып. II; Forstreuter K., Die deutsche Ich-Erzählung, Berlin, 1924.
R. S.

Другие люди и понятия:

Сказание

СказаниеСКАЗАНИЕ [греч. historia, diégémata] — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному лит-ому жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда,… Полная информация

Сказители

СказителиСКАЗИТЕЛИ — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины (см.) и сказки (см.). В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на… Полная информация

Скалбе

СкалбеСКАЛБЕ Карл [Kārlis Skalbe, 1879—] — латышский поэт. Сын сельского кузнеца, пыл народным учителем, участвовал в движении 1905, эмигрировал. После возвращения на родину был приговорен царским судом к… Полная информация