Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Скандовка

СкандовкаСКАНДОВКА от [латин. "scandere"] — чтение метрических стихов с отчетливым разделением их на степени и с подчеркиванием тезисов и арсисов, т. е. сильных и слабых долей стопы (см.).
Прием С., вместе с понятием стопы, был перенесен и теорию русского силлабо-тонического стихосложения, причем под С. стали подразумевать такое чтение стихов, при к-ром ударения расставляются через равные промежутки, независимо от того, совпадают ли они с реальными ударениями стиха или нет. Так. обр. при С. отдельные слова могут терять свои естественные ударения (атонироваться) и могут приобретать сверх своих нормальных также дополнительные, искусственные ударения. Невоможно лишь перемещение естественного ударения слова. Обязательным условием является проведение раз изобранной схемы С. через все стихотворение. Поэтому если в некоторых стихах приходится перемещать естественные ударения слов, то схема С. выбрана неправильно, и необходимо отыскивать другую. Примеры С.: Но Ко́/чубе́й/бога́т/ и го́рд/. Не до́л/гогри́/выми́ /коня/ми  и п. д. (схема: —U—U—U—U(U), размер — 4-стопный ямб). С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскивания "размера" данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскания "размера" данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. Дело в том, что стопа, введенная Тредьяковским и Ломоносовым в русское стихосложение, оказалась в применении к русскому стиху не вполне реальной ритмической единицей. С первых же шагов выявилось, что из однородных стоп (особенно в наиболее употребительных — двусложных размерах) русские стихи писать невозможно. "Чистые ямбические стихи, — говорит Ломоносов, — трудновато писать". Еще отчетливее заявляет Тредьяковский, что в хорее и ямбе "полагается стопа пиррихий… без чего ни единого нашего стиха составить не можно". Пиррихии (пропуски ударений), спондеи (сверхсхемные ударения) и т. п., вплетаясь в ямбы и хореи, настолько затемняют основной размер, что он может быть выявлен только при помощи С., к-рая насильственно упрощает акцентный рисунок стиха и тем самым облегчает первоначальную ориентировку. см. "Стихосложение".
М. Ш.

Другие люди и понятия:

Скаррон

СкарронСКАРРОН Поль [Paul Scarron, 1610—1660] — французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и… Полная информация

Скартаццини

СкартацциниСКАРТАЦЦИНИ Иоган Андреас [Giovanni Andrea Scartazzini, 1837—1901] — швейцарский филолог и публицист. По происхождению итальянец. Получил образование в миссионерской школе и был священником. С 1871 преподавал… Полная информация

Скафтымов

СкафтымовСКАФТЫМОВ Александр Павлович [1890—] — историк русской лит-ры. Окончил в 1913 историко-филологический фак-т Варшавского университета. С 1923 — профессор Саратовского ун-та, позднее пед…. Полная информация