Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Славянизмы

СлавянизмыСЛАВЯНИЗМЫ <Начало статьи в сохранившейся верстке 10 тома "Литературной  энциклопедии" отсутствует. — Ред. ФЭБ.> <…> прилагательных) или дублируют их синонимически, частью нося подчеркнуто книжный характер (перст), частью, напротив, являясь нормальной формой выражения (враг при русском архаическо-народном ворог).
Если брать С. в целом, то количество их в современном русском лит-ом языке очень велико; по мнению ак. Шахматова, "в словарном своем составе он по крайней мере на половину, если не больше, остался церковнославянским". Эта особенность русского лит-ого языка объясняется судьбами русской письменности: письменным языком эпохи феодализма был на Руси язык церковно-славянский. Сложная борьба за слияние письменного языка с устным, другими словами, за создание национального лит-ого языка, начинается со второй половины XVII в. и завершается в XIX в.; она приводит к значительному сокращению С. в русском лит-ом языке, но отнюдь не к устранению их.
При этом судьба С. весьма различна в зависимости от их характера. С., не дублирующие русских слов, в особенности С. философского и научного (а также культового) языка, оказываются наиболее устойчивыми, лишь частью заменяясь иностранными словами, частью же, напротив, используясь для образования кальк (см.). Ср.: гармония — согласие, prejugé — предрассудок и т. п. Менее устойчивыми и в центре стилистических споров XVIII — нач. XIX вв. оказываются С., дублирующие синонимически русские слова (типа: брада || борода, власы || волосы). Эти С. остаются для XVIII в. с его теорией трех стилей (Ломоносов), а частью даже для пушкинской эпохи принадлежностью высокого стиля; напротив, лит-ый язык второй половины XIX в. характеризуется более резким отказом от С. этого типа, а частью и ироническим их употреблением; нередко ироническое употребление и элементов церковнославянской фразеологии (типа "глас вопиющего в пустыне"). Однако известная часть этих С. продолжает употребляться в качестве лексики патетического, повышенного тона изложения и в современном русском языке послеоктябрьской эпохи. см. "Русский язык".

 Библиография:  Булич С., Церковнославянские элементы в современном литературном и народном русском языке, ч. 1, СПБ, 1893; Шахматов А., Очерк современного русского литературного языка, Л., 1925 (гл. II); Виноградов В., Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX в., Л., 1934.; Богородицкий В., Общий курс русской грамматики, М. — Л., 1935 (гл. XVII).
Р. Ш.

Другие люди и понятия:

Славянофильство

СлавянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО — течение общественной мысли в России в 1840-х — 1860-х гг. Это название было применено в 40-х гг. к тому кругу деятелей, к-рый в лице И. В. Киреевского [1808—1856], А. С. Хомякова… Полная информация

Славянские языки

Славянские языкиСЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. — С. яз. принадлежат к индо-европейской системе языков (см. "Индо-европейские языки"). Они делятся на три группы: западную, южную и восточную. К западной группе принадлежат… Полная информация

Сладек

СладекСЛАДЕК Иосиф Вацлав [Josef Václav Sládek, 1845—1912] — чешский поэт. Р. в г. Збирог, умер в Праге. После окончания высшего учебного заведения уехал в Сев. Америку, где пробыл несколько лет. Вернувшись,… Полная информация