Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Свободный стих

Свободный стихСВОБОДНЫЙ СТИХ [франц. "vers libre", итал. "verso libero", немец. "freie Rhythmen"] — термин, применявшийся различными поэтическими школами к разнообразным попыткам реформировать устоявшиеся и канонизованные традицией формы организации стиха и вне конкретного исторического окружения лишенный какого-либо определенного содержания.
Так напр. во французской классической поэзии, на фоне закрепленного правилами употребления стихов равной длины, термином "vers libre" отмечали (напр. у Мольера) сочетание в одном произведении стихов неравносложных, но в согласии с правилами четких по числу слогов. Такого рода стихи в России получили распространение под названием вольных (см.). Независимо от подобного употребления термина "С. с." ряд представителей французской поэзии конца XIX и начала XX вв. (Г. Кан, Ж. Лафорг, Р. Гиль, А. Рембо, Вьеле-Гриффэн и др.), объединили под понятием С. с. целый рад довольно разнородных задач: пользование нечетносложными размерами, свобода размещения цезуры, переоценка роли "e muet" в стихе и др. Многие из этих исканий были перенесены на русскую почву школой русских символистов, к-рые однако включили в понятие С. с. также ритмические формы совершенно иного порядка, построенные на параллелизме — так наз. freie Rhythmen, заимствованные из немецкой поэзии (Гёте, Гейне) и ранее культивировавшиеся у нас Фетом, затем Блоком, Кузьминым. Иногда С. с. называют и так наз. "паузник", допускающий колебание числа слогов (от 1 до 2) в междуударных промежутках. С. с. называли и акцентный стих, разработанный Маяковским и получивший в современной советской поэзии широкое распространение; этот С. с. не имеет ограничений в числе междуударных слогов и строится на счете ударяемых слогов стиха (см. "Дольник").

 Библиография:  Русская литература по С. с. дана в кн.: Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, [М.], 1933 (см. по предметному указателю). Vildrac Ch., Le Verlibrisme, Ermont (Seine-et-Ofse), 1902; Béraud H., L’Héritage des symbolistes. Origines, technique ot défense du vers libre français, P., 1906; Kahn G., Le vers libre, P., 1912; Dondo M., Vers libre. A logical development of french Verse, P., 1922; Dujardin E., Les premiers poètes du vers libre (Les hommes et les idées), P., 1922; Benoist-Hanappier L., Die freien Rhythmen in der deutschen Lyrik, Halle, 1905.
М. Штокмар

Другие люди и понятия:

Свыдницкий

СвыдницкийСВЫДНИЦКИЙ Анатоль Патрикеевич [1834—1871] — украинский писатель. Сын священника. Р. в д. Маньково на Подолии. Учился в духовной семинарии, затем в Киевском ун-те. Учительствовал в Миргороде [1860—1862],… Полная информация

Севак

СевакСЕВАК Рубен [1885—1915] — псевдоним известного зап.-армянского поэта Рубена Чилингаряна. Р. в Силивре (Турция), Учился в средней школе в Константинополе, затем — на медицинском факультете в Лозанне… Полная информация

‘Севамоно’

'Севамоно'"СЕВАМОНО" — одна из двух основных категорий пьес театра Кабуки. Тогда как для одной категории — "дзидаймоно", исторической трагедии, — характерным является героико-романтическая… Полная информация