Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Слонимский

СлонимскийСЛОНИМСКИЙ Михаил Леонидович [1897—] — советский писатель. Р. в семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917—1918 — начало журналистской работы. С 1919 — первые лит-ые опыты (рассказ "Поручик Архангельский").
Первая книга С. — "Шестой стрелковый" (рассказы 1921—1922) — книга об империалистической войне, о ее бессмыслице. С. стремится понять механику войны. Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте: "Война — шахматная доска". Тем не менее пацифистский страх — страх перед обезличиванием людей войной свойственен С. Но пацифизм С. — это пацифизм революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за пролетариатом. Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается от пацифизма ремарковского типа. У Ремарка война — мистическая тайна, особая бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. война — тупая машина, необходимо взорванная революцией.
Лит-ая среда раннего С. — группа "Серапионовы братья" (см.). Но раннему С. однако не свойственен орнаментализм речи и сюжета, к-рый выдвигался теоретиками группы в качестве основного признака стиля. Сюжет у С. выравнивается в ряд математически-строгих линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о советских буднях. Так, в рассказе "Машина Эмери" каждый поворот запутанного хода личных перипетий героев подчинен идее: "механизировать все, кроме мысли". В рассказе "Начальник станции" мешанина событий подчинена формуле "одна идея убивает другую", и даже анекдотическая "Сельская идиллия", история "поражения небесным громом" сельских коммунистов и опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с "организованной бессмыслицей". Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка ироническое повествование — эти черты присущи С.
Тема романа "Лавровы" [1924] — расслоение интеллигенции. Герой романа — Борис Лавров — стремится понять сущность революции. Революция особенно резко противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая практика, а как "деятельность теоретическая". Найти свое место в пролетарской революции — значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С.
"Мелкий человек в революции" — тема романа "Средний проспект" [1927]. В творчестве ряда советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась идеализация "мелкого человека". С. был в числе передовых советских писателей, стремившихся уже в восстановительный период опереться на социалистическое содержание действительности. С. пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не на вскрытии объективного смысла ее классовой практики. Вопросы самоопределения разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой революции.
Лаконизм, компактность изобразительных средств отличают роман. С. стремится к причинному художественному мышлению.
Роман "Фома Клешнев" [1931] — новый этап творчества С. Он намеренно сталкивает старых своих героев (Лавровы) в новом романе, показывает окончательный приход интеллигенции к пролетариату. Уже не представления мелкой буржуазии о себе, а сама классовая борьба пролетариата делается содержанием романа. Борис Лавров приходит к пониманию своей служебной роли в пролетарской революции, и здесь — причины обогащения, а не обеднения его личности. Субъективные стремления героев проверяются теперь классовой практикой. В свете этого выворачивается наизнанку моральная сила буржуазного профессора Будного, поза и фразерство разоружающегося меньшевика Жилкина, обывательская вздорность Клары Андреевны, матери Лавровых. Борис Лавров освобождается от старых чувств — самовлюбленности, недоверия к людям. Но новых чувств ни он, ни Фома Клешнев, носитель большевистского ума, не имеют. Клешнев умозрителен, интеллектуален, как и весь роман в целом.
В 1934 С. написан роман о баварской коммуне "Повесть о Левинэ" — одно из немногих произведений о борьбе международного пролетариата за последние годы. Эта книга — прямой подступ к теме современного мирового, в особенности германского, фашизма. Написанная с большим политическим пафосом, образно выраженной партийностью, повесть о героической гибели вождя Баварской коммуны за мировую революцию разработана как идейный поединок коммуниста с целым миром буржуазного права, морали, быта и военной силы. Центр книги — сцена суда над Левинэ, прямого столкновения победившей буржуазной реакции с героической правдой коммунизма. Психологическая тема "Повести о Левинэ" органична для идейного развития С. Она идет от "Лавровых" и "Фомы Клешнева". Радость освобождения от иллюзий буржуазного общества, составлявшая смысл жизни героев этих книг, поднята в "Повести о Левинэ" до масштаба большой партийно-политической темы. С этими же книгами коренным образом связаны стилевые качества "Повести о Левинэ". Сдержанность определений, скупость красок, лаконизм и точность, отсутствие орнамента, приглушенность интонации, все это возведено в "Повести о Левинэ" в степень окончательного художественного принципа. Правда, сплошь и рядом такая манера рождает в этой книге схему, сужает ее эмоциональные возможности. Один из любимых образов всего творчества С. — шахматная партия, по закону к-рой сталкиваются в борьбе люди, идеи, события, — пронизывает и эту книгу и является ключом к ее стилю.
С. ведет активную литературно-общественную работу. В настоящее время — член Правления ССП.

 Библиография:  I. Собр. сочин., с критико-биографич. очерком З. Штейнмана, "ЗиФ", М., 1928—1929; Сочинения, 4 тт., ГИХЛ, Л., 1931—1932; Пощечина, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1930]; Фома Клешнев, Роман, ГИХЛ, М. — Л., 1931; последнее изд. Гослитиздат, Л., 1934; Лавровы. Фома Клешнев, изд. "Советский писатель", [Л.], 1934; Германия, изд. Жургазобъединения, М., 1932; Повесть о Левинэ, Гослитиздат, Л., 1935, и М., 1935 (два изд.); Как я работаю над своим произведением, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт — рабочему автору).
II. Красильников В., О Мих. Слонимском, "Книга и революция", 1929, № 11; Полетика Ю. Человек и система, "Ленинград", 1931, № 5; Мессер Р., Обнажение и исполнение мысли, "Литературная газета", 1932, № 25; Ее же. О творчестве М. Л. Слонимского, "Звезда", 1932, № 6; Горелов А., Путь современника. Монография, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1933]; Автобиографию см.: Лидин В., Писатели, М., 1926; Писатели о себе, М. Слонимский, "На литературном посту", 1927, № 9. Отзывы: О сб. "Удар": Груздев Илья, "Русский современник", 1924, № 4; К., Звезда", 1925, № 2 (8). О сб. "Машина Эмери": Лежнев А., "Красная новь", 1924, № 4. О "Лавровых": Колесникова Г., "На литературном посту", 1927, № 4; Низовцев Л., "Сибирские огни", 1927, № 1. О "Среднем проспекте": Книпович Е., "Красная новь", 1928, № 5. — О сб. "Западники": Полякова М., "Новый мир", 1929, № 3. О "Фоме Клешневе": Динамов С., "Литературная газета", 1931, № 45; Гринберг И., "Резец", 1931, № 9. О "Повести о Левинэ": Штейнман Зел., "Литературный Ленинград", 1934, 20 марта; Горелов Ан., "Литературная газета", 1934, 10 апр.; Жданов Н., "Литературный Ленинград", 1934, 8 мая; Левин Л., там же, 1934, 14 мая; Рест Б., Дискуссия о Левинэ, там же, 1934, 24 мая.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.
Р. Мессер

Другие люди и понятия:

Случевский

СлучевскийСЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович [1837—1904] — поэт. Р. в дворянской семье. Воспитывался в кадетском корпусе. До 1861 был на военной службе. Главный редактор "Правительственного вестника"… Полная информация

Смедли

СмедлиСМЕДЛИ Агнес [Agnes Smedly] — американская революционная писательница. Р. в фермерской семье. С 14 лет начала работать учительницей. Во время империалистической войны С., находясь в Нью-Йорке,… Полная информация

‘Смена’

'Смена'"СМЕНА" — литературно-художественный, общественно-политический, культурно-бытовой, массовый журнал, ежемесячный орган ЦК и МК ВЛКСМ. Первый номер вышел в январе 1924 как орган ЦК РКСМ. Как и… Полная информация