Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Сейфуллина

СейфуллинаСЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна [1889—] — советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. — уездный земский гласный. Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. в Москве на Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. — секретарь Сибгосиздата.
Лит-ую известность С. получила как автор "Правонарушителей" [1922], "Перегноя" [1923], "Виринеи" [1924]. Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С. особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в "Перегное". Симпатии автора — на стороне деревенской бедноты, борющейся за новую жизнь.
Новые люди деревни — Софрон, Виринея и др. — обрисованы С. с большим сочувствием. Они — крестьянские революционеры, на себе испытавшие гнет прошлого. Основная их черта — активное волевое суровое отношение к действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.
При всем сочувствии к пролетарской революции С. однако не смогла показать ее классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое содержание С. истолковывала по-своему, в духе некоего "неонародничества" (коммуна, организованная Софроном — "Перегной" — является общиной "трудовой уравнительности"). Отношение С. и ведущих образов ее произведений к городу двойственно: она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно как противопоставление деревенской бедноты, имеющей "право" на лучшую жизнь, всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С. как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора. В повестях "Встреча", "Путники", отчасти и "Перегной", намечается линия опрощения интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа, живущего примитивной, здоровой жизнью.
Значительное место в творчестве С. занимают произведения на темы из жизни советской молодежи и детворы. Выдающееся явление лит-ры — "Правонарушители". Традиции дореволюционной лит-ры о детях — сусальность, жалостливость — чужды С. Так же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. в детях подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом большую стихийную жажду радостной, светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ "правонарушителя" Гришки Пескова, натуры одаренной, упорствующей. Постепенно, с трудом освобождается Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя Мартынова — энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и авторитет среди членов колонии. С. подвергает обстрелу систему книжной педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный недостаток произведения в том, что С. по-толстовски противопоставляет "испорченный" город и его психологию "всеблагодатному" началу матери-природы, деревни.
С переходом страны к развернутому строительству социализма С. начала отставать от требований революции. В разрез с действительностью С. в повести "Выхваль" показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической тенденции. В последние годы творческая активность С. значительно снизилась.
Произведения С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. применить принцип "местного колорита" для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев — волевых, сочно, натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через впечатляющую и доходчивую до дсознания форму "сказа", — все это несомненные достоинства ее произведений.
Слабее С. в сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем — существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные события, образы даны ярко и динамично.

 Библиография:  I. Собр. сочин., 4 тт., изд. "Современные проблемы", М., 1924—1926 (выдержало 4 изд.); Собр. сочин., 6 тт., Гиз — ГИХЛ, М. — Л., 1927—1931 (неск. изд.); Встреча, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1926; Выхваль, "Новый мир"; 1929, № 1; Губернатор, Комедия в 1 д., изд. "Современные проблемы", М., 1927; Гибель, Рассказы, "ЗиФ", М. — Л., 1930; Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932; Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, [М. — Л.], 1933; Сейфуллина Л. и Правдухин В., Черный Яр, Пьеса в 4 д. и 10 карт., ГИХЛ, М. — Л., 1931; Критика моей практики, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору); Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, М., 1934.
Лежнев А., Литературный обзор, "Печать и революция", 1925, № 1; Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Смирнов Н., О "Перегное", "Красная новь", 1923, кн. 4; Асеев Н., По морю бумажному, "Красная новь", 1922, кн. 4 (о "Правонарушителях"); Хмара А., Сермяжный язык, "Молодая гвардия", 1925, кн. 2—3; Смирнов Н., Л. Сейфуллина. Перегной, "Красная новь", 1923, кн. 4; Якубовский Т., Сочинения Сейфуллиной и ее критики, "Новый мир", 1925, № 10; Фурманов Д., "На литературном посту", 1926, № 2 (о "Виринее"); Переверзев В., "Новый мир", 1926, № 4 (о "Встрече").
III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. Н. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.
И. Ермаков

Другие люди и понятия:

Секстина

СекстинаСЕКСТИНА — одна из особых так наз. "твердых, форм" лирической поэзии, итальянского происхождения. С., как видно из ее названия (латин. sex — шесть), состоит из шести стихов. В русской лирике для… Полная информация

‘Селестина’

'Селестина'"СЕЛЕСТИНА", или "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (Celestina o Tragicomedia de Calixto y Melibea) — замечательный памятник испанской лит-ры XV в. "С." написана в диалогической форме и состоит в… Полная информация

Селин

СелинСЕЛИН Луи Фердинанд [Louis Ferdinand Céline, псевдоним писателя L. F. Destouches, 1895—] — современный французский писатель. Сын школьного учителя и портнихи. Работал на ленточной фабрике. Во время… Полная информация