Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Сахир

СахирСАХИР Джелал [1883—1935] — турецкий поэт, Р. в Стамбуле. Сын губернатора С. является одним из последних представителей группы "Сервети Фюнун" (см. "Турецкая литература"). Когда С. окончил среднюю школу, "Сервети Фюнун" находился в периоде своего расцвета. Лит-ая молодежь под влиянием Т. Фикрета (см.) и Халида Зия, освобождаясь от старых лит-ых канонов и убеждений, с большим увлечением следовала за течением "Эдебийати Джедиде" (см. "Турецкая литература"), направленным против абсолютизма султана Абдул-Гамида.
С. еще 16-летним юношей, войдя в "Сервети Фюнун", проявил себя как талантливый лирический поэт. Однако он отличался от всех других серветифюнуновцев тем, что в это время меньше всего затрагивал социально-политические темы. Для него были характерны сентиментальные стихи о женщине, женственности, о любви, о сердце. В дальнейшем у С. обнаруживается перелом в сторону общественно-политической тематики. Тирания эпохи Абдул-Гамида наложила сильный отпечаток пессимизма на творчество С. Насквозь романтична и сентиментальна его книга С. "Бухран" (Кризис). С. выражал настроения рождающейся буржуазии, к-рая не могла развиваться, находясь в тисках феодальной монархии.
Революцию 1908 С. встретил в радостью. После революции во главе с С. была создана лит-ая группа "Феджри Ати" (см. "Турецкая литература"). Но С., и тогда не порвав с "Сервети Фюнун", выступал в качестве сторонника и заступника его главаря Т. Фиктера, когда последний подвергался нападкам со стороны реакционных элементов. После роспуска "Феджри Ати" Сахкр, присоединившись к главарям пантуркизма, вошел в "Тюрк Юрду" (см. "Турецкая литература"). Здесь в творчестве С. происходит большой перелом. Вчерашний османский лит-ый язык с обилием арабских и персидских слов заменяется у него простым турецким языком, арабская метрика стиха — турецкой национальной метрикой. Изменились и тематика и дух его творчества: бедствия Турции периода мировой войны, обострившие национализм турок, сильно влияли и на С. Написав напр. свое "Увы", он упрекал тех, кто относился равнодушно к несчастиям родины и нации. В первые годы пролетарской революции творчество С. первого периода имело большое влияние на поэзию азербайджанской лит-ой молодежи.

 Библиография:  I. Бейаз гольгелер (Белые тени); Бухран [Кризис (разумеется душевный)]; Сиях Китаб [Черная (траурная) книга] и др.
II. Раиф Недждет, Литературная жизнь, Стамбул, 1922; Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925, Хикмет И., История турецкой литературы, Баку, 1925.
Акрем Джафар

Другие люди и понятия:

Саянов

СаяновСАЯНОВ Виссарион Михайлович [1903—] — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу,… Полная информация

Саят-Нова

Саят-НоваСАЯТ-НОВА [псевдоним Арутюна Саядяна, 1719—1795] — народный поэт (ашуг) Закавказья. Писал и распевал свои песни на армянском, грузинском и тюркском языках. Р. в Тифлисе, в семье бедного переселенца… Полная информация

Свево

СвевоСВЕВО (точнее Звево) Итало [Italo Svevo, 1861—1928] — "итало-австриец", псевдоним крупного итальянского писателя триестинца Этторе Шмиц (Ettore Schmitz). Свево приобрел известность прежде всего во Франции,… Полная информация