Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Сулейман Назиф

Сулейман НазифСУЛЕЙМАН Назиф [Ибрагим Джехди, 1869—1927] — турецкий литературовед и поэт. Р. в Диярбекире. Старший брат известного поэта Фаик Али. Отец С. — Саид-паша — был одним из известных поэтов и историков своего времени. С. систематического образования и воспитания не получил. Путешествовал по Европе, Северной Африке и Индии. Был политическим эмигрантом в период Абдул-Гамида. Одно из первых произведений С. — политический сборник стихов "Гизли Фиганлар" (Тайные вопли), написанный против деспота Абдул-Гамида. В лит-ру вошел работами по изучению Намик Кемаля и Зия-паши. С. был одним из видных литераторов периода "Сервети Фюнун". Несколько раз назначался на должность вали (губернатора). С. издавал ряд газет. После младотурецкой революции 1908 С., борясь против пантюркизма, вступал в полемику с журналом "Тюрк юрду". Во время оккупации Стамбула за резкие политические статьи против оккупантов командованием французских оккупационных войск чуть не был казнен. Выступал ярым сторонником "османского литературного языка" с характерным для него обилием арабских и персидских слов.
С. выражал настроения национально-освободительного движения. Его книжка "Кафири хакикат" (Отрицатель правды) посвящена восстанию риффов против Испании. Но в этой книжке С. защищает риффов не как защитник национально-освободительного движения угнетенного народа, а с точки зрения турецких империалистов. В своем историко-политическом сборнике очерков "Змеиный рассказ истории" С. сильно нападал на последнего турецкого султана и халифа Вахидеддина, к-рый после 4-летнего ограбления и истязания народа покинул страну и сбежал на остров Мальту. Но С. выступил и здесь не против султаната вообще, а против такого султана, как Вахидеддин. В литературно-критическом произведении "Махмед Акиф" С. высказался против атеиста-материалиста Т. Фикрета, защищая пансиламиста М. Акифа. И вообще для идеологии С. эти два мотива — отечество и религия — являются весьма характерными. Они у него раскрываются в неразрывном единстве. С. является сторонником оттоманской культуры и противником пантюркизма и пантуранизма. Поэзия слабее его прозы. Ряд его произведений сыграл положительную роль в докемалистской Турции.
Из европейских писателей С. больше всего ценил В. Гюго и С. Прюдома, особенно за их религиозные идеи. Несмотря на то, что С. умер всего 12 лет назад, он для современной Турции уже устарел.

 Библиография:  I. Астани тарихде (На пороге истории); Елджезире мектублары (Письма из Алжира); Ики иттифакын тарихчеси (История двух союзов); Пьер Лоти Хитабеси (Речь Пьера Лоти); Чалынмыш ÿльке (Похищенная страна); Хазрети Исайе ачык мектуб (Открытое письмо Иисусу Христу); Фюзули (литературно-историческая книга о великом поэте); (Лебиан касрынын сахибеси (Владетельница Лебнакского дворца — большой рассказ, перев. с франц.); Виктор Гюгонун бир мектуби (Одно письмо В. Гюго) и мн. др.
II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, ч. 3, Баку, 1925.
Дж. А.

Другие люди и понятия:

Сулейман Несиб

Сулейман НесибСУЛЕЙМАН Несиб [Сулейман-паша заде Сами, 1866—1917) — турецкий писатель. Р. в Стамбуле. Сын политич. деятеля и ученого Сулеймана Хюссин-паши, погибшего в борьбе против монархии вместе со знаменитым... Полная информация

Сулейманов

СулеймановСУЛЕЙМАНОВ Абдул-Вагаб [1909—] — советский кумыкский поэт. До 17 лет был пастухом. Начал писать стихи с 1926. Произведения С. посвящены колхозному строительству, новому быту. Наиболее значительное… Полная информация

Сулейман Стальский

Сулейман СтальскийСУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ [1868—1937] — замечательный народный поэт Дагестана. По национальности лезгин. Р. в ауле Ашага-Сталь (отсюда Стальский, по-лезгински Stal Sulejman), Касумкентского района, ДАССР, в… Полная информация