Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Тибулл

ТибуллТИБУЛЛ Алабий [р. ок. 55, ум. в 19 до н. э.] — римский поэт, один из выдающихся мастеров любовной элегии. По происхождению римский всадник, Т. принадлежал, повидимому, к тем немалочисленным слоям рабовладельческого класса, к-рые пострадали в эпоху падения республики и на первых порах находились в оппозиции к государственному строю, установленному Августом. Т. примыкал к лит-ому кружку, группировавшемуся вокруг республиканца Мессаллы, и, в отличие от большинства современных ему поэтов, не только не прославлял императора, но даже ни разу не упоминал его имени. Основная тема Т. — любовная тоска, мечтания о тихом счастьи. В античных условиях тематика эта является уже симптомом распада гражданского общества. По справедливому замечанию Энгельса, "любовные отношения в современном смысле имеют место в древности лишь вне официального общества" и встречаются "лишь как результат распада погибающего древнего мира". Любовные переживания Т. в значительной мере стилизованы; образ "бедного" влюбленного, неспособного к войне и добыче и не имеющего средств удовлетворить "алчность" возлюбленной, восходит к эллинистической лит-ре и стоит в противоречии с действительной биографией Т., человека состоятельного и получившего воинские награды за участие в аквитанском походе; это лишь лит-ая маска для более выпуклого изображения внутреннего мира, наподобие "пастушеской" маски современника Т. — Вергилия; не менее стилизован и образ "возлюбленной". Стихотворения Т. пронизаны стремлением уйти от действительной жизни, противопоставить ей область мечтаний, не реализующихся и окрашенных поэтому в скорбные тона. Мир мотивов Т. очень ограничен: любовь, идиллические картины сельской жизни с ее традиционной обрядностью, довольство малым, ненависть к войне и алчности. При разработке этих тем Т. широко использовал эротическую поэзию эллинизма, но создал для них своеобразный стиль ассоциативного "скольжения" (Лео), незаметного перехода от одной темы к другой, соответствующий мечтательному характеру всего творчества поэта; исходя из некоторой ситуации, он развертывал вокруг нее всю совокупность своих любимых тем, не всегда заботясь о выдержанности самой ситуации, но строго следя за внутренним развитием настроения и единством тона. Ярких красок и резких контуров Т. избегал; его стихотворения лишены силы и страстности, отличающих его соперника в области элегии — Проперция. В области языка Т. строгий пурист, его стиль прост и прозаичен; за "отделанность" и "изящество" ценила Т. античная критика.
Т. принадлежат два небольших сборника элегий; в первом — центральное место занимают стихотворения, посвященные возлюбленной поэта, фигурирующей под именем "Делия"; второй сборник посвящен "Немезиде". Впоследствии к этим двум сборникам был присоединен третий, содержащий, помимо подлинных стихотворений Т., и произведения других поэтов из кружка Мессаллы, в том числе и подражателя Т., Лигдама. Этот сборник обычно издается вместе с подлинными сборниками Т. В западноевропейской литературе Т. пользовался особенно широким признанием в XVIII в.; из русских поэтов им интересовались Батюшков, Пушкин, Фет.

 Библиография:  I. Elegiae…, ed. E. Hiller, Lpz., 1885; Tibulle et les auteurs du Corpus Tibullianum, Texte établi p. A. Cartault, P., 1909; Albii Tibulli aliorumque carminum libri trec., ed. F. W. Levy, Lpz., 1927; Albii Tibulli aliorumque carminum libri IV, rec. F. Calonghi, Torino, 1928. Комментарии: Albii Tibulli carmina… explicuit L. Dissenius, p. I—II, Göttingen, 1835; Elegies of A. Tibullus…, ed. by K. F. Smith, N. Y., 1913. Главнейшие пер. Т. на русск. яз.: Элегии Тибулла. Перевод А. Фета, М., 1886; то же, издание 2-е, СПБ, 1898 (почти полный перевод; недостает только элегий к Марафу и панегирика Мессалле); перевод отдельных элегий: А. Ф. Мерзлякова в его книге: Подражания и переводы…, ч. II, М., 1826; К. Н. Батюшкова (1, 3 и 10; III, 3) в кн.: Соч. К. Н. Батюшкова, изд. П. Н. Батюшкова, тт. I и II, СПБ, 1885—1887; Н. Фоккова (1, 10), "Журнал министерства народного просвещения", 1874, май; Элегии любви. Пер. Пл. Н. Краснова, М., 1901.
II. Leo F., Über einige Elegien Tibulls, "Philologische Untersuchungen", 2. Heft., Berlin, 1881; Cartault A., A propos du Corpus Tibullianum, P., 1906; Schuster M., Tibull-Studien, Wien, 1930; Корш Ф. Е., Римская элегия и романтизм, Москва, 1899.
И. Т.

Другие люди и понятия:

Тик

ТикТИК Людвиг [Johann Ludwig Tieck, 1773—1853] — немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и… Полная информация

Тикамацу

ТикамацуТИКАМАЦУ Мондзаэмон [настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724] — крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии [1600—1867]. Создатель театра горожан в… Полная информация

Тикнор

ТикнорТИКНОР Джордж [George Ticknor, 1791—1871] — американский литературовед, избравший своей специальностью историю испанской лит-ры. Р. в Бостоне в США. Для завершения образования совершил поездку в Европу…. Полная информация