Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Тренев

ТреневТРЕНЕВ Константин Андреевич [1878—] — советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" [1898]. Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец — основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов — таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, к-рый поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.
После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса — "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) — пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.
Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).
В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей — всей этой буржуазной накипи, положительные герои — инженер Грушин и его жена — изображены бледно и неотчетливо. В этом — слабость комедии.
Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки — Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая".
Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. — "На берегу Невы" [1937], написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса — о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, — в остроте и выразительности социальных характеристик.
В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в к-рой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.
Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.
За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом "Знак Почета".

 Библиография:  I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. — Л., 1928 (т. I — "Владыка", т. II — "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. — Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937; Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, № 1, 5 января.
А. В.

Другие люди и понятия:

Трессол

ТрессолТРЕССОЛ Роберт [R. Tressall] — англ. пролетарский писатель, автор повести "Оборванные филантропы" (The Regged — Trousered philantropists, 1914). Т. был маляром и умер от туберкулеза. Оставил повесть в рукописи. Т…. Полная информация

Трефолев

ТрефолевТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич [1839—1905] — поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на… Полная информация

Трехдольные размеры

Трехдольные размерыТРЕХДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — стихотворные размеры, образуемые по силлабо-тонической теории сочетанием стоп, состоящих из трех ритмических долей — одной сильной и двух слабых: ÚUU, дактиль; UÚU,… Полная информация