Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Сценарий

СценарийСЦЕНАРИЙ [scenario] — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле.
Понятием С. драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к-рые должны были быть этими масками разыграны, С. предоставлял полную свободу действия актерам, обязанным заполнить сюжетную схему речью и действиями изображаемых персонажей. Помимо изложения содержания действий (в сценарии обычно было 3 действия), С. содержал в себе указания на вставные номера — так наз. lazzi. В С. же указывались места, в к-рых "любовники" произносили свои стихотворные монологи (concetti); в С. более позднего времени иногда приводились тексты этих монологов и песен; тут же отмечались сцены потасовок, обычно завершающие действие. К С. прилагался список необходимых по ходу спектакля вещей — такой перечень встречается уже в сборнике сценариев Фламинио Скала.
К началу XVII в., к тому времени, когда наиболее искусные труппы Commedia dell′arte все чаще и чаще начали приглашаться во дворцы королей и вельмож, С. начинают издаваться в виде сборников, первый из к-рых (сборник Flaminio Scala) появился в 1611. Он состоял из 50 сценариев, 40 из них были комедиями, а остальные феериями, среди к-рых упоминалась и одна трагедия. Вслед за этим начали появляться чуть ли не каждый год все новые и новые сборники. Их полный список, содержащий несколько сотен сценариев, можно найти в книге английского ученого K. M. Lea "Italian popular comedy, a study in the Commedia dell′arte 1560—1620, Oxford, 1934".
Важнейшими сборниками сценариев были сборники Locotelli (179 сценариев) [1618—1622], Corsini (10 сценариев), Bartoli (22 сценария, изд. 1880). Имеется сборник итальянских сценариев и на русском языке: "Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735", изданы в 1917.
В подражание итальянским С. появляются сценарии и французские (особенно большое количество), испанские, английские и русские: "Шутовская комедия" (в названном сборнике).
Дальнейшее развитие С. определяется историей Commedia dell′arte в целом, ее сдачей позиций лит-ой драме. С. принужден был уступить место писанному тексту.
Роль реформатора С. "Comédie Italienne" выпала на долю французского драматурга Мариво, написавшего в 1720 комедию "Арлекин, облагороженный любовью". Еще "более радикальным реформатором С. Commedia dell′arte был Гольдони. В своих комедиях он, не порывая полностью с импровизационным театром, превращал традиционные С. в писанные пьесы. Социально-дидактическая задача, к-рую ставил перед собою театр Гольдони, не могла быть осуществленной при системе С. Тут необходим был твердый текст, утверждающий определенную систему социальных и этических идей. С. должен был исчезнуть совершенно. И, несмотря на попытки К. Гоцци возродить некоторые вольности импровизационного театра, С. погиб под напором лит-ой комедии.
На очень короткий срок С. снова возрождается в период увлечения эстетического театра жанром Commedia dell′arte. Но это искусственное воскрешение С. никакого серьезного значения, даже для буржуазного театра начала XX в., не получило.
Термин С. из области театра перешел в кино. Строение С. для кино характеризуется двумя моментами, отличающими его от старого театрального С., — включением технических указаний для съемки и монтажа ("крупным планом", "наплыв" и т. п.) и включением пояснительных текстов для зрителя. В целом кино-С. представляет своеобразное повествовательное целое, где технические указания позволяют подчеркнуть значение той или иной сцены, а соотношения пояснительного текста и следующей за ним сцены дают широкий простор воображению. Отсюда — попытки некоторых авторов перенести кино-С. в лит-ру как особую форму повествования (напр. "Доногоо-Тонка, или чудеса науки", русск. пер., Гиз, П., 1922 — Ж. Ромена); к этому же роду лит-ры относятся и кино-С., написанные беллетристами и предназначенные также и для чтения (напр. "Строгий юноша" Ю. Олеши).
Г. Б.

Другие люди и понятия:

Считалка

СчиталкаСЧИТАЛКА — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как и другие виды фольклора, С. имеет в основе песни и… Полная информация

Сыздыков

СыздыковСЫЗДЫКОВ Жакан [1901—] — казахский советский поэт. Член КП(б) К. Р. в семье бедняка-скотовода. Начал писать с 1924. Первые его стихи печатались на страницах газеты "Востандык-Туы". В своих… Полная информация

“Сын отечества”

"СЫН ОТЕЧЕСТВА" — журнал общественно-политический и лит-ый, изд. в Петербурге. Возник в 1812 "ради помещения реляций и частных известий из армии для опровержения вредных толков насчет хода… Полная информация