Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Сюлли Прюдом

Сюлли ПрюдомСЮЛЛИ ПРЮДОМ [René François Armand Sully Prudhomme, 1839—1907] — псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание баккалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако С. вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов "Stances et Poémes" [1865] было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело лит-ой деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием "Le premier livre de Lucréce" и в 1869 сборник "Les Solitudes". Другие книги С.: "Poésies (Les Épreuves, Les Écuries d’Augias. Croquis Italiens…"), 1872, за к-рыми последовали "Impressions de la guerre" [1872], "Les Destins" [1872], "La Révolte des fleurs" [1874], "La France" [1874], "Les Vaines tendresses" [1875], "La Justice" [1878], "Le Prisme" [1886], "Le Bonheur" [1888], "Les Solitudes" (второе издание, 1894), "Oeuvres de prose" [1898], "Sully Prudhomme à Alfred de Vigny Sonnets" [1898]. Кроме произведений художественных, С. принадлежат три работы теоретического характера: "Réflexions sur l’art des vers" [1892], "L’Expression dans les beaux-arts" (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), "Testament poétique" [1901]. В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией.
С. объединяет с поэтами "Парнаса" одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств. Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, к-рые совершенно несвойственны парнасцам. В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание С. было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания С.-гражданина выражены в "Impressions de la guerre", в сонетах, составивших поэму "La France", где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870—1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то С. заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. "научной поэзии" Рене Гиля и его последователей. Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко С. к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: "Les écuries d’Augias", "Les Destins", "Le Zénith". Более удачны поэмы: "La Justice" и "Le Bonheur". В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй "фаустовская" проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании.
Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо С. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления С. ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, к-рые должны стать доступными всем людям.
Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами С. обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия С. является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, к-рая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество С. соприкасается с творчеством его младших современников — символистов. Правда, и в этой области на стихах С. лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его "Le ciel", "La grande Ourse", но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму ("Les yeux", "Priere", "Les voici"), что они заставляют отвести С. одно из видных мест среди лириков Франции.

 Библиография:  I. Перечень произведений С. — в тексте. Существуют три сборника переводов из С. на русск. яз.: Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина… (и др.), СПБ, 1911; Избранные стихотворения. Сб., сост. П. Н. Петровский, Изд. "Польза" (в серии "Универс. библиотека", № 863), М., 1913; Избранные стихотворения. Составил П. Н. Петровский. Сборник, изд. "Земля и фабрика", М., 1924.
II. Brunetière F., L’Evolution de la poésie lyrique en France au dixneuvième siècle, t. II, P., 1894; Coquelin G., Un poète philosophe Sully Prudhomme, P., 1882; Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, t. X, P., 1868; Carò T., Poètes et romanciers, P., 1888; France A., La vie littéraire, 2-e série, P., 1890; Verlaine P. [под псевдонимом Pierre et Paul], Les hommes d’aujourd’hui, P. [c 1903]; Zyromsky E., Sully Prudhomme, P., 1908; Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, "Русская мысль", М., 1887, кн. II; Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891 (см. стр. 59—89 — Сюлли-Прюдом); Деген Е., Новейшая французская лирика, "Новое слово", СПБ, 1896, № 9 (июнь).
В. Шишов

Другие люди и понятия:

Сюпервьель

СюпервьельСЮПЕРВЬЕЛЬ Жюль [Supervielle Jules, 1884—] — современный французский поэт. Р. и долго жил в Южной Америке. Для творчества С. характерны упадочнические настроения буржуазной интеллигенции — отрыв от… Полная информация

Сюрреализм

СюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ — течение в лит-ре и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. выразил настроения… Полная информация

Сяо

СяоСЯО Эми [Сяо Сань, 1899—] — китайский революционный поэт и литературовед. Р. в дер. Сянсян (провинция Хунань). Окончив учительскую семинарию, три года учительствовал. Принял участие в антияпонском… Полная информация