Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

У - Ф

К оглавлению

Фоленго

ФоленгоФОЛЕНГО [Folengo Girolamo] — в монашестве Теофило, писал под псевдонимом Merlin Cocai [1496—1544] — итальянский писатель. Ф. получил образование в Мантуе и Болонье, после чего вступил в бенедиктинский орден. В 1515 Ф. бежал из монастыря со своей возлюбленной и лишь в 1534 окончательно вернулся к бенедиктинцам. Являясь крупнейшим представителем макаронической поэзии, Ф. оказал значительное влияние на литературу своего времени, его воздействие испытали Рабле и Фишарт. Протестуя против засилия рыцарской поэмы и ее канонов, Ф. в юмористических поэмах поднялся до прямого обличения современности, особенно резко нападая на монашество и духовенство и отмечая пагубность бесконечных междоусобий для Италии. В трех книгах ранней своей поэмы "Moschaea" (Ужасная война мух и муравьев), во многом подражающей "Батрахомиомахии", Фоленго говорит о раздорах итальянских князей, опустошающих государство. Описания осады крепости, сражения муравьев и их союзников (блох, клопов, пауков с мухами, находящими помощь со стороны бабочек, комаров и слепней), полны забавных деталей. Война заканчивается поражением мух, хотя их герой, навозный жук, дорого продает жизнь, уничтожив множество врагов. К этому периоду относится пародия Ф. на пасторальную поэзию "Zanitonella". Основной удар произведения направлен против петраркистов и модных лит-ых увлечений. Крупнейшее произведение Ф. пародийная поэма "Macaronea" или "Baldus" имеет несколько редакций: 1-я [1517] содержит 17 песен (книг), 2-я [1521] состоит из 25 песен, 3-я [1539—1540] и посмертная [1552]. Сохраняя в своей поэме традиции "Морганте" Л. Пульчи, Фоленго дал образец пародии на рыцарскую поэму. Герой поэмы Бальдус, сын Гвидо, из рода Ринальдо Монтальбанского, и Бальдовины, дочери Карла Великого, лишившись матери, был воспитан в бедности; рано проявив свои воинственные наклонности, Бальдус сошелся с великаном Фракассом, родственным Морганте Пульчи, Чингаром (близким к Маргутте того же Пульчи) и получеловеком, полусобакой Фалькетто. Освобождение Бальдуса из тюрьмы Чингаром, переодевшимся монахом, рассказ о гостинице для направляющихся в ад грешников, подвиги Фракасса, проделки Чингара переданы весело и убедительно. Реализм бытовых сцен переплетается с суровыми диатрибами по адресу монашества и церкви. С большой едкостью говорит Ф. о схоластах и их учености. Тщательная обработка макаронических гекзаметров "Бальдуса", подкупающий реализм, острая и веселая сатира определяют успех поэмы, переведенной уже в 1606 (с изд. 1552) на французский яз., с поучительным указанием, что Ф. — "prototype de Rabelais", а позже и на др. языки, в том числе на турецкий. В поэме "Orlandino" [1526], посвященной юности Роланда и написанной октавами, Ф., скрывшийся под псевдонимом Limerno Pitocco, занял позицию, близкую к Лютеру (нападки на торговлю индульгенциями, мысли о вере, монашестве, молитвах и пр.). Составленная из кусков итальянских, латинских и макаронических стихов, вперемежку с прозой, поэма "Caos del Triperuno" [1527], полная аллегорий и туманных мыслей, знаменует отход Ф. от критики церкви и существующих порядков; в последние годы жизни Ф. написаны: покаянная поэма "Umanità del figliuol di Dio" [изд. 1553], в октавах, посвященная "достойным бойцам во имя Христово", три трагедии (Cecilia, Cristina, Catarina), мистерия и др.

 Библиография:  I. Le Maccheronee a cura di A. Luzio, 2 ed., Bari, 1928; Opere italiane, 3 vls, Bari, 1911—14.
II. Renda U., Nuove indagini sul Folengo, "Giornale storico della letteratura italiana, v. XXIV, p. 33 и след.; Его же, Sul Caos del Triperuno, Palermo, 1896; De Sanctis F., Storia della letteratura italiana, cap. XIV; Luzio A., Studi folenghiani, Firenze, 1899; Zumbini B., Vita raesana e cittadina nel poema del Folengo, "Raccolta d’Ancona", Firenze, 1901; Biondolillo F., La Macaronea di Merlin Cocai, Pallermo, 1911; Parodi E. G., Poeti antichi e moderni, Firenze, 1923.
Д. Михальчи

Другие люди и понятия:

Фольклор

ФольклорФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом… Полная информация

Фомин А. Г.

Фомин А. Г.ФОМИН Александр Григорьевич [1887] — литературовед, библиограф. В своих работах о Белинском, Чернышевском, Шелгунове, Никитине и др. Ф. тяготеет к историко-культурной школе. Из составленных Ф…. Полная информация

Фомин С. Ф.

Фомин С. Ф.ФОМИН Семен Фомич [1903—1936] — чувашский советский писатель. Учился на чувашских педагогических курсах в г. Казани (в 1920—1921). В ранних произведениях Ф. (сборник "Стихи и песни", 1922),… Полная информация