Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

У - Ф

К оглавлению

Уэлш

УэлшУЭЛШ [James Wellsh, 1881—] — современный английский лейбористский писатель, член независимой рабочей партии, известен как автор "Песен горняка" (Songs of a miner), сборника лирических стихотворений и двух повестей из жизни шотландских углекопов: "Подземный мир" (The Underworld, 1924), "Морлоки" (The Morlocks, 1925).
У. род. в семье шахтера (в Шотландии). С 12-ти лет работал в шахте; выдвинувшись, стал "проверщиком веса". Затем У. был выбран организатором окружного союза горнорабочих.
С этого момента У. быстро поднимается по лестнице профсоюзной бюрократии. В 1923 занимает место в палате лордов, а после 1924 становится членом исполкома Великобританской федерации горнорабочих.
Весь жизненный путь У. представляет собой стремление уйти от своего класса, срастись с классом хозяев. Буржуазные издательства охотно переиздают его произведения, в к-рых автор всячески стирает классовые противоречия. Тираж произведений У. очень велик, в особенности же "Подземного мира" с его патетикой, прославлением женщины-матери, хранительницы семейного очага.
В "Подземном мире", начало действия которого относится к 90-м гг., а конец — к 1914, У. изображает свое детство и себя в лице Роберта Синклера. Здесь он дает натуралистическое описание нищеты, нечеловеческих страданий жен-матерей, теряющих в "подземном мире" своих мужей и сыновей. Рабочие здесь — темная, забитая масса, в к-рой еще не пробудилось классовое сознание; они сторонники компромисса с хозяевами и подозрительно относятся к деятелям профдвижения.
В "Морлоках" (название тайной революционной организации) изображается стачка, ее провал, попытка "морлоков" произвести переворот, полная неудача этой попытки, ненужные жертвы рабочих и т. д.
Капиталистическая система в целом не подвергается отрицанию у Уэлша. В страданиях людей повинна у него не система, а злые люди (штейгер Джон, напр.). Никакие революционные выводы не напрашиваются у читателя "Подземного мира".
Лирический пафос дурного вкуса, банальнейшие описания природы, дешевая эстетизация — вот моменты, характерные для творчества У., выхолащивающего революционное содержание из рабочей тематики, не понимающего революционной миссии пролетариата.

 Библиография:  I. На русск. яз. пер.: Морлокки, пер. под ред. И. Саблина, изд. "Недра", М., 1925; то же, сокр. перев. М. Розенфельд, изд. РИО ВЦСПС, М., 1925; Подземный мир, пер. З. Вершининой, изд. "Мосполиграф", М., 1924; то же, перев. ее же, Гиз, М. — Л., 1926 (в серии: "Универсальная библиотека"), то же, изд. 2-е, "Недра", М., 1927, то же, сокр. пер. М. Розенфельд, с предисл. А. Чекина, изд. ВЦСПС, М., 1926.
Н. Егорова

Другие люди и понятия:

Фабльо или Фаблио

Фабльо или ФаблиоФАБЛЬО или ФАБЛИО [старофранцузское fableaux, fabliaux — множественное число от fablel — "побасенка"; форма fabliaux является диалектизмом] — короткая стихотворная повесть, обычно комического или… Полная информация

Фабр

ФабрФАБР Люсьен [Fabre Lucien, 1889—] — французский писатель. Инженер по специальности. Первая книга Фабра "Connaissance de la Déesse" [1920], созданная под очевидным влиянием Валери, представляет сборник… Полная информация

Фабула

ФабулаФАБУЛА — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете на… Полная информация