Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

У - Ф

К оглавлению

Фельетон

ФельетонФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты "Journal des Débats" стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) лит-ый материал "подвала" газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.
Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете "Révolutions de France et de Brabants", Марат в "L’ami du peuple", Гебер в "Père Duschene" в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. "Journal des Débats". При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. "Journal des Débats" и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.
В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в лит-ре вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В "Journal des Débats" появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, "развлекательный" характер.
Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет "Mari Josef Chenier et le prince des critique".
В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете "Le cri du peuple" и Вильом в газете "Père Duschene". После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени.
В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей "Молодой Германии" в качестве фельетониста выделяется Гуцков ("Письма дурака к дуре"). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.
Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в "Вестнике Европы" в 1820: "Ф., — говорит "Вестник Европы", — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров".
Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития лит-ры вообще. Это — "линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы". Ф. "Трутня", "Живописца" зачинают первую линию, Ф. "Всякой всячины", "Ни то, ни сио" — вторую линию Ф. В Ф. "Трутня", "Живописца" вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика "на лицо", велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф.
Фельетонисты "Всякой всячины", "Ни то, ни сио" выдвигали лозунг "не целить на особ", давать критику "в улыбательном духе", мешать поучения с увеселениями и "угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами". От Ф. "Трутня", "Живописца" идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. "Современника", "Искры", от Ф. "Всякой всячины", "Поденщины", "Ни то, ни сио" — к охранительным Ф. булгаринской "Северной пчелы" или "Библиотеки для чтения" и др.
В 30-х гг. в качестве фельетониста "Библиотеки для чтения" выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. "Большой выход сатаны". Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих лит-ых врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: "первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы", "не помогать политическим бредням" ("Брамбеус и юная словесность").
Общественный подъем, развитие лит-ры "натуральной школы" вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление: кроме "Северной пчелы" и "Библиотеки для чтения", фельетоны появляются в "Литературной газете", "С.-Петербургских ведомостях", "Русском инвалиде" и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин.
В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — "физиологический очерк". Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.
Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского "Об искренности в критике" и "Русский человек на „rendez-vous“" шли в журналах как фельетоны.
Значительная часть Ф. в "Свистке" и "Искре" принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами ("Письма к тетеньке" Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или лит-ры, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира "Свистка" и "Искры" охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. "Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою", "Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию" Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, "Москвичи на лекции философии", "Женщина перед лицом русского прогресса", стихотворные Ф. Минаева и др.).
Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым ("Газетная", "Балет", "Кому холодно, кому жарко", "Современники", "Вступительное слово „Свистка“ к читателю" и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы "оказать немалое пособие серьезной литературе" (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: "Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы" (письмо Пыпину от 1 ноября 1883).
В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в "Сыне отечества", "Весельчака" и др.).
Период реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа ("Осколки"). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин.
В 90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.
Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В "Новом времени" выступила целая "плеяда" фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности "стиля" Ф. нововременских "Иудушек Головлевых".
Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием "Между прочим" были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида ("Самарская газета" за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: "В Америке" ("Город Желтого Дьявола" и др.), "Мои интервью" ("Прекрасная Франция", "Русский царь" и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в "демократической" Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической лит-ры — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф.
После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона.
Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.
Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.
Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и "легкой", понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего.

 Библиография:  Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из "Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та", вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва "Огонек", М., 1930 (в серии: Б-ка "Огонек", № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. "Огонек", М., 1931 (в серии: "Б-ка журналиста", кн. 2), Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, "Сов. писатель", 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eugêne Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 [Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France]; Eckstein E., Beiträge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914.
А. Кокорев и Р. К.

Другие люди и понятия:

Фенелон

ФенелонФЕНЕЛОН [François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715] — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога… Полная информация

Феогнид

ФеогнидФЕОГНИД [Теогнид] из Мегар — греческий лирик VI в. до н. э., отразивший в своем творчестве ожесточенную классовую борьбу периода революций, к-рые положили конец родовому строю и привели к созданию… Полная информация

Феокрит

ФеокритФЕОКРИТ [Теокрит] — греческий поэт III в. до н. э. — один из наиболее выдающихся представителей лит-ры раннего эллинизма. Основные лит-ые тенденции этого периода — отход от политических и… Полная информация