Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Ахматова

АхматоваАХМАТОВА Анна [1888–] — Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, — поэтесса. Первую книгу стихов "Вечер" выпустила в 1912 (изд. "Цех поэтов"). Затем книги стихов: "Четки", (неск. изд.), "Белая стая" (неск. изд.), "Подорожник" (изд. "Петрополис", П., 1921), "Anno Domini MCMXXI" (изд. "Петрополис", П., 1922) и поэму "У самого моря" (изд. "Алконост", П., 1921). А. — поэтесса дворянства, еще не получившего новых функций в капиталистическом обществе, но уже потерявшего старые, принесенные из общества феодального. О сложившейся веками дворянско-поместной культуре, в обстановке которой выросло творчество А., говорят чрезвычайно выразительным яз. многие из ее стихотворений. Это — дворянские усадьбы с вековыми аллеями и парками, под сводами к-рых белеют фигуры полуразрушенных статуй у каменных арок семейного склепа, куда приносят оранжерейные розы вымирающие потомки тех, чьи портреты застыли в парадных залах, сохраняя на пышных мундирах жалованные регалии российских императоров:
"Течет река неспешно по долине, Многооконный на пригорке дом, И мы живем, как при Екатерине, Молебны служим, урожая ждем".
"Anno Domini", стр. 91.
Необходимо отметить, что и в этом и в других стихах характерны не только изображения поместной обстановки, но и глубоко созвучное им настроение самой поэтессы. Изображая город, А. с особой любовью останавливается все на тех же реликвиях дворянской культуры: Исаакиевский собор, Смольный, Петропавловская крепость, Царскосельский парк и Петергофские фонтаны, словом — дворянский Петербург — "пышный, гранитный город славы и беды", — славы дворянского прошлого и беды его вырождающихся потомков. Естественно, что в этой обстановке, напоминающей о невозвратном прошлом, последыши дворянской культуры, лишенные всяких производственных связей с настоящим, уходят исключительно в узкую область интимнейших эротических переживаний. Почти все творчество А. представляет сконцентрированное выражение именно этих эмоций. Эротическое переживание является для творчества поэтессы той осью, вокруг к-рой вращается ее духовный мир.
Однако глубочайшее чувство обреченности, к-рое пронизывает социальное сознание вымирающей группы, проходит и через эту область, окрашивая ее в сумеречные тона предсмертной безнадежности. Эти настроения сочетаются с мистическими переживаниями, также характерными для классов нисходящих, создавая противоречивый на первый взгляд образ А. героини "не то монахини, не то блудницы" [Б. Эйхенбаум (см.)], у к-рой "на шее мелких четок ряд" (а в другом месте: "все мы бражники здесь, блудницы") и клятвы любовные перемешиваются с церковными заклятиями:
"Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенных чадом".
"Anno Domini", стр. 19.
Поэма "У самого моря", по определению Г. Лелевича ("На посту", № 2–3, 1923) — "не что иное как мистическая повесть об ожидании таинственного жениха". Только в стихах, написанных А. после 1914, начинают звучать общественные мотивы, что вполне естественно, ибо даже стекла дворянских особняков не могли не отозваться на раскаты войны 1914–1918 и Октябрьского переворота. Война 1914–1918 дает скорбным интонациям поэтессы историческую мотивировку, это — причитания над убитыми и пробуждение общественного сознания по линии национализма, смыкающегося с империализмом отечественной буржуазии. В дворянском заточении вновь просыпается мечта об "орлах Екатерины", реющих над порабощенными народами ("Белая стая", стр. 57), над проливами, ведущими к "святой Софии" ("Anno Domini", стр. 145). Гражданская война также достаточно недвусмысленно заставила откликнуться поэтессу:
"Еще на западе земное солнце светит, И кровли городов в его лучах блестят, А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят".
"Anno Domini", стр. 82.
"Все расхищено, предано, продано", и дворянской поэтессе остается только печалиться о том, что "на Малаховом кургане офицера расстреляли" ("Белая стая", стр. 72). Касаясь формально художественной оценки творчества Ахматовой, следует сказать, что в ее лице мы имеем поэта с чрезвычайно сильным дарованием. В этом отчасти разгадка популярности А. в некоторых читательских кругах, воспринимающих ее творчество только в части интимных переживаний. Уже первая книга ("Вечер") устанавливает после некоторых срывов чрезвычайно устойчивый стиль, развернутый в дальнейших книгах. Эмоциональную наполненность стихотворений А. облекает в форму разговора или рассказа присутствующему. Стараясь свою поэзию сделать конкретной, четкой, интимной, А., помимо того, что ограничивает свой тематический материал и облекает его в форму разговора с присутствующими, еще ограничивает также и размер своих стихов. Последние отличаются необыкновенной короткостью как отдельных фраз, так и стихотворения в целом. Фразы быстро сменяются одна другой, что определяет обилие точек в коротеньком стихотворении. Напр.: "Было душно от жгучего света. А взгляды его, как лучи. Я только вздрогнула. Этот может меня приручить. Наклонился. Он что-то скажет. От лица отхлынула кровь…" и т. д. Или: "Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье". Размер самого стихотворения определяется только тремя или четырьмя строфами; пять, шесть, семь строф появляются очень редко, а больше и не бывает. Стремление к лаконизму и усилению смыслового значения слова сказывается также и в синтаксисе. У А. часто фразы следуют друг за другом непоследовательно и не в связном порядке, что образует в речи скачки, к-рые рельефно подчеркивают смысловое значение каждой фразы. Стремление придать поэзии конкретность ведет у А. к ослаблению глагола и к усилению имени существительного. Часто в стихах А. глагол совершенно отсутствует, напр.: "Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле". Преобладание в стихотворной речи А. интонации, мимики ведет также к ослаблению рифмы. Концы строк обладают меньшим весом, чем начальные и средние части. Поскольку стих у А. мимичен, постольку слаба роль в нем согласных. Что касается поэтического словаря А., то он очень простой и обыденный, хотя в контексте он получает свое "ахматовское" наполнение.
А. принадлежит к лит-ой группе акмеистов (см.).

 Библиография:  Осинский Н., Побеги травы, "Правда", № 148, 1922; Арватов Б., Гражд. А. и тов. Коллонтай, "Молодая гвардия", № 4–5, 1923; Коллонтай А., "Молодая гвардия", № 2/9, 1923; Лелевич Г., Анна А., "На посту", № 2–3, 1923; Эйхенбаум, Анна А., П., 1923; Виноградов В., Поэзия Анны А., Л., 1925.
М. и С.

Другие люди и понятия:

Ахмед Мидхат Эфенди

Ахмед Мидхат ЭфендиАХМЕД МИДХАТ ЭФЕНДИ [1845–1913] — турецкий писатель. Р. в Константинополе. Учился в Виддине, затем в Нише и в Рущуке, где впоследствии получил должность секретаря губернатора Придунайской области… Полная информация

Ахмед Хикмет Бей

Ахмед Хикмет БейАХМЕД ХИКМЕТ БЕЙ [?-1927] — выдающийся представитель новой турецкой лит-ры. Образование получил в начальной военной школе Соук Чешмэ, в Константинополе, и затем в училище Галата-Сарай. А…. Полная информация

Ахо

АхоАХО Юхани (И. Бруфельт) [Johan Brofeldt, псевд. J. Aho, 1861–1921] — известный финский писатель. Его отец, пастор Ф. Бруфельт, примкнул к пиетизму, к-рый был движением крестьянства против влияния… Полная информация