Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Ауэрбах

АуэрбахАУЭРБАХ Бертольд [Berthold Auerbach, 1812–1882] — немецкий романист. Р. в бедной еврейской семье, в студенческие годы примыкал к студенческому движению — "буршеншафтен" и несколько месяцев отбывал наказание в крепости. В 40-х и 50-х гг. был либералом, сотрудничал в известной "Рейнской газете", дружил с основателем философского и "истинного" социализма М. Гессом. С 1850 жил в Дрездене, а с 1859 преимущественно в Берлине.
Первые произведения А. посвящены жизни и истории еврейства, одной из злободневных проблем предмартовской Германии. Он предпринял серию романов на еврейские темы, под общим заглавием "Гетто", из к-рых первый носит имя его любимого философа, оказавшего влияние на творчество А. — Спинозы (2 тома, 1837), а второй — "Поэт и купец" (Dichter und Kaufmann, 2 тома, 1839). А. также перевел сочинения Спинозы на немецкий яз. (5 томов, 1841; 2 тома, 1871). Скоро однако он принялся изучать родную ему деревенскую жизнь Шварцвальда и написал свои знаменитые "Шварцвальдские деревенские рассказы" (Schwarzwälder Dorfgeschichten, 4 тома, 1843) — переведенные почти на все европейские яз. и доставившие ему в мировой лит-ре славу отца художественной беллетристики на народно-бытовые темы. Этими рассказами А. продолжал в немецкой лит-ре линию, начатую поэтессой А. фон Дросте-Гюльсгоф (см.) и писателем Иммерманом (см.); но если первая противопоставила растущему промышленному городу как идеал — рейнскую дворянскую усадьбу, а второй — поместье крепкого крестьянина кулака, то А. противопоставляет городу — в соответствии с его идеологией мелкобуржуазной народнической интеллигенции — экономически менее сильного крестьянина, крестьянскую массу в целом. Ярче всего этот контраст между городом и деревней выражен в повестях "Жена профессора" (Frau Professorin) и "Ivo, der Hajrle". Особым успехом, еще бо́льшим, чем "Шварцвальдские рассказы", пользовались его повести: "Barfüsse" [1856], "Joseph im Schnee" [1861] и "Edelweiss" [1861]. Популярны кроме того были крестьянские календари, к-рые А. почти до конца своей жизни издавал: "Der Gevattersmann" [1845–1848], "Volkskalender" [1858–1869] и др.
В рассказах А. с удивительной простотой и юмором рисует быт деревни и дает тонкий психологический анализ ее жителей. Эта сторона творчества А. делает его наравне с Г. Бюхнером (см.), Граббе (см.), Иммерманом и др. родоначальником раннего реализма в немецкой лит-ре. Рост капитализма в Германии, развертывание мировой торговли и экспансия Европы на Восток — все это должно было отразиться в лит-ре: был введен экзотический жанр, участилось реалистическое описание промышленных городов и деревни. Но в творчестве А. это завоевание деревни, диктуемое реалистическими идеями эпохи, пропущено через призму идеологии народника-интеллигента. Крестьянские герои А. слишком идеализированы, насыщены младогерманскими проблемами и настолько сентиментально очерчены, что большинство рассказов А. в настоящее время с трудом читается. Идеализация деревни и противопоставление крестьян как носителей правды, утраченной в других слоях населения, промышленному, "испорченному" городу, способствовали большому успеху А. И не только в кругах интеллигенции, в XIX в. близкой к тому крылу прусской консервативно-помещичьей (бисмарковской) партии, к-рая носит название "феодальный социализм", но и особенно в промышленно отсталых странах (Россия и Скандинавия). Несомненным и установленным напр. можно считать влияние А. на "Записки охотника" и др. рассказы Тургенева (см.), а также и на некоторые произведения Толстого (см.).
Начиная с 60-х гг. А. перешел к роману. В романе "На высоте" (Auf der Höhe, 1865) он мастерски изображает высшие круги общества со всеми их недостатками, противопоставляя им здоровое крестьянство. В романе "Дача на Рейне" (Das Landhaus am Rhein, 1868) он затрагивает злободневные вопросы дня; но наряду с известной романтизацией природы и выпадами против материализма здесь впервые намечается примирение бывшего либерала А. с бисмарковской империей, к-рая является темой третьего известного большого романа "Вальдфрид" [1874].

 Библиография:  I. Собр. сочин., Schriften, 20 тт., 1851–1859; Ausgewählte Werke, hrsg. von A. Bettelheim, 51 тт., 1907–1913; Werke, 12 тт., 1911 и мн. др.
II. Русск. собр. сочин., 6 т., М., 1912; Lasker Ed., B. A., Gedenkrede, 1882; Auerbachs Briefe an seinen Freund Jakob A., 1884, 2 т.; Bettelheim Ant., B. A., 1907; Koeppen, A. als Erzieher, 1912.
Ф. Шиллер

Другие люди и понятия:

Ауэрсперг

АуэрспергАУЭРСПЕРГ Антон Александр [Ant. Alex. Auersperg, 1806–1876] — немецкий поэт, писавший под псевдонимом — Анастасий Грюн. Формально подготовив позднейшую немецкую политическую лирику, А. тем не менее всегда… Полная информация

Афанасьев

АфанасьевАФАНАСЬЕВ Александр Николаевич [1826–1871] — известный собиратель и исследователь устной народной поэзии, стремившийся перенести на русско-славянскую почву мифологическую теорию братьев Гримм,… Полная информация

Афина

АфинаАФИНА (также Паллада) — одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева-воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в… Полная информация