Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Богданов А. (Малиновский)

Богданов А. (Малиновский)БОГДАНОВ А. [1873–1928] — псевдоним политического деятеля, философа, социолога, экономиста и лит-ого критика Александра Александровича Малиновского. С середины 90-х гг. Б. — участник соц.-дем. движения. Вел ожесточенную борьбу с меньшевиками во время подготовки к III съезду РСДРП. В 1904 избран в члены "Бюро комитета большинства", от имени которого и выступает с докладом на III съезде. На этом же съезде Б. избран членом ЦК. В 1905 Б. как один из членов постоянного Бюро ЦК работает в центре первой революции — Петербурге — по руководству массовым движением. Б. — один из руководителей газ. "Новая жизнь", к-рая в так наз. "дни свободы", в конце 1905, была легальным большевистским органом. В декабре 1905 арестован вместе с Исполнительным комитетом Пет. сов. раб. деп., в к-ром он представлял ЦК РСДРП. В 1906 возвращается к энергичной революционной работе. IV (Стокгольмский) и V (Лондонский) съезды переизбирают Б. в ЦК. На Лондонском съезде Б. избран также в "Большевистский центр". Но уже с 1907 Б. расходится с Лениным по существенному тогда вопросу о бойкоте 3-й Думы (Б. стоял за бойкот). Разногласия обострились по вопросу об организованной Б., совместно с Горьким, Луначарским и Покровским, партийной школе на Капри. К началу империалистической войны 1914 отходит от партии. После Октябрьского переворота член ЦК, Пролеткульта, проф. политической экономии в I МГУ, член Коммунистической академии, директор и руководитель "Института борьбы за жизнеспособность". На этом посту Б. и погиб: он произвел на самом себе весьма рискованный эксперимент по переливанию крови.
Как мыслитель Б. выступил сначала с философией "эмпириомонизма", а затем со "всеобщей организационной наукой" (тектологией).
Мышление Б. отличалось могучим стремлением к монизму и универсализму. Эмпириомонизм, — теория, основы к-рой заимствованы у Маха и Авенариуса и согласно к-рой внешний мир представляет собою не независимо от человека существующую движущуюся материю, а лишь социально-организованный опыт человечества, — явился подготовительной ступенью к тектологии. Задача философии — внести единство в опыт. Феодалы и буржуазия не могли этого сделать, ибо классовое строение общества, по Б. объясняющееся разделением людей на организаторов производства и исполнителей, и специализация — эти два "разрыва трудовой природы человека" — не позволяли преодолеть дезорганизованность опыта. Пролетарии, являющиеся в производстве одновременно и организаторами и исполнителями, способны стать на всеорганизационную точку зрения и внести единство в опыт. В технике общество организует внешний мир, в экономике оно само организуется для борьбы с природой, в идеологии оно организует свой опыт, свои переживания. "Следовательно, всякая задача в технике, в экономике, в сфере духовной культуры, есть задача организационная и притом социальная". Б. построил по-своему грандиозное здание науки о методах разрешения различных "организационных задач" человечества. Эта блестящая и стройная система однако страдает предельным схематизмом, формально-логическим характером построений, идеалистичностью. Эмпириомонизм и тектология подверглись сокрушительной критике В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, Л. И. Аксельрод, А. М. Деборина и др. марксистов. Взгляды Б. на пролеткультуру связаны с его философским мировоззрением. Б. выработал своеобразную теорию пролеткультуры, ничем не отличающейся от бесклассовой культуры будущего социалистического общества. Эта пролеткультура, по мнению Б., является предпосылкой, а не следствием захвата власти пролетариатом. Такая концепция пролеткультуры коренным образом отличается от ленинской концепции, увязывающей культурное строительство пролетариата с его политической борьбой и рассматривающей это строительство как массовую культурную революцию "на другой день" после захвата власти.
Б. занялся вопросами искусства и лит-ры перед войной, в связи с разработкой своей теории пролеткультуры. Многие высказывания Б. по этой линии правильны (подчеркивание классового характера всякого искусства; указания, что искусство классово не в смысле сознательной защиты интересов класса, а в смысле классовой обусловленности точки зрения художника; указание на существование художников смешанно-классового типа), но все эти мысли были ранее более точно и более обоснованно высказаны Г. В. Плехановым (см.). Б. повторяет также мысли Плеханова, когда говорит, что и теория "искусства для искусства" и старый утилитаризм превзойдены марксистским искусствознанием, умеющим вскрывать социальные корни и "чистого" и "утилитарного" искусства. Когда же Б. выходит за пределы проблем теории искусства, разработанных Г. В. Плехановым, или вносит коррективы к плехановским тезисам, неизбежно обнаруживается тектологическая установка. Ошибки богдановской "всеорганизационной" социологии дают себя знать в историко-литературных экскурсах Б. (т. к. вся сложная и многообразная диалектика развития феодального и буржуазного искусства уложена на прокрустово ложе схемы авторитарности и индивидуализма; буржуазный индивидуализм в свою очередь выводится из специализации: и рабовладельцам античности, и помещичьей знати, и буржуазии огулом приписан взгляд на искусство как на забаву; вульгарно понимается организующая роль искусства — "Храм был центром общения, богиня — центром храма. Следовательно она была центром организации коллектива"; весьма сбивчиво определение идеи художественного произведения, понимаемой как его "организационные задачи", и т. д.).
Значительно важнее мысли Б. о пролетарской лит-ре. Ценность их обусловливается тем, что Б. разрабатывал проблемы пролет. лит-ры в то время, когда основные кадры пролет. революции были отвлечены непосредственной политической борьбой и не имели ни малейшей возможности уделить сколько-нибудь значительного внимания этим вопросам [1914–1920]. Б. в 1914 отметил не только неизбежность появления пролет. лит-ры, но и факт ее существования. Б. правильно подметил ряд специфических черт пролетарской поэзии (стержневые мотивы труда, борьбы, урбанизм, товарищеская солидарность, коллективизм). Правильно также указание, что пролет. писателем художника делает не происхождение, а миросозерцание. Безусловно плодотворны были напоминания о том, что "пролетарская поэзия есть прежде всего поэзия, определенного рода искусство", что рифмованное изложение самих пролетарских идей не является пролетарской поэзией, если отсутствуют живые образы. Ценны призывы к расширению тематики, призывы не ограничиваться описанием одного рабочего быта. Эта часть воззрений Б. несомненно оказала положительное влияние на пролет. поэтов эпохи гражданской войны. Однако, наряду с этими положительными чертами, во взглядах Б. на пролет. лит-ру были и глубоко ошибочные моменты. Прежде всего Б. упорно выдвигал мотивы коллективизма и товарищеского сотрудничества за счет мотивов борьбы. Если еще в 1914 Б. видел в товариществе основной признак пролетарской поэзии, то в разгар гражданской войны он всячески затушевывал разрушительные и боевые задачи пролетариата, протестовал против "чрезмерного сосредоточения на точке зрения социальной борьбы", против "сведения искусства к организующей боевой роли", предостерегал пролетарских поэтов от увлечения "солдатской" психологией, ратовал против "жестоких" и "грубых" символов. Тут сказывалось обычное для Б. неумение различать особенности пролетарской классовой и социалистической бесклассовой культуры. Гипертрофия строительных и затушевывание боевых мотивов бесспорно принесли вред пролетарской поэзии Пролеткульта и "Кузницы", содействуя отрыву пролетарских поэтов от текущей борьбы и политических задач пролетариата и затрудняя поэтам "Кузницы" переход к показу живого человека революции (этот показ воспринимался некоторыми из них, согласно богдановской традиции, как отход от коллективизма).
Разрабатывая проблемы пролетарской лит-ры, Б., естественно, подошел к проблеме художественного наследства. В 1914 Б. в общем правильно наметил задачу критического овладения наследством: "взять у них можно, и следует, много, очень много, — но не продать же им за это, незаметно для себя, свою классовую душу". Эту мысль Б. развил в специальной статье "О художественном наследстве" [1918]. Однако этот правильный тезис совершенно искажен тектологической установкой. Б. так определяет способ превращения "результатов культурного творчества прошлого" в "действительное наследство рабочего класса": "критическая переработка с коллективно-трудовой точки зрения". Ниже мы узнаем, что "коллективно-трудовая точка зрения есть всеорганизационная". Так тектология парализует те правильные мысли о наследстве, к-рые можно найти у Б.
Б. призывал пролетарских поэтов учиться лит-ой технике у предшественников и итти к новой форме через овладение старыми приемами и переработку этих приемов при помощи нового содержания. Развивая это, верное в общем, положение, Б. утверждал, что наиболее ценными учителями пролетарских писателей являются классики, художники исторически восходящих классов прошлого. С этой точки зрения Б. ратовал за простоту против утонченности и нападал на увлечение поэтов "Кузницы" формами символизма. И это близко к истине, но ошибка Б. заключается в неисторическом подходе к пролетарской поэзии: анализируя формальные влияния в пролет. поэзии, Б. не учитывал конкретных особенностей каждого этапа ее развития. Малодоказательна его попытка обосновать склонность пролетарских поэтов к классическим метрам ссылками на ритмы заводского труда.
С развертыванием культурной революции и усилением внимания партии к лит-ому фронту, влияние Б. в пролетарских лит-ых кругах пало.

 Библиография:  I. Часть статей Б. об искусстве вошла в кн. "Искусство и рабочий класс", М., 1918. Все, написанное Б. на эту тему, помещено в его книге "О пролетарской культуре", Л. — М., 1924.
II. Сжатый очерк деятельности и общих воззрений Б., а также библиография — в статьях Е. Солнцева и Н. Карева, БСЭ, т. VI, М., 1927. О лит-ых взглядах Б.: Вайнштейн И., Организационная теория и диалектический материализм, М. — Л., 1927; Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, "Печ. и револ.", № 5, 1927; Полонский Вяч., Лит-ое движение революционной эпохи, М. — Л., 1928; Покровский М. Н., "Вестник Ком. Академии" № 27.
Г. Лелевич

Другие люди и понятия:

Богданович А. И.

Богданович А. И.БОГДАНОВИЧ Ангел Иванович [1860–1907] — критик и публицист, редактор журнала "Мир божий" [1895–1906]; принимал близкое участие также в журн. "Современный мир". Идеологически эволюционировал… Полная информация

Богданович И. Ф.

Богданович И. Ф.БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович [1743–1803] — русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством М. М…. Полная информация

Богданович М. А.

Богданович М. А.БОГДАНОВИЧ Максим Адамович [1891–1917] — белорусский поэт. Родился в семье сельского учителя, по окончаний гимназии в Ярославле поступил в Ярославский лицей. Студенческие годы [1911–1916] ушли… Полная информация