Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Брентано

БрентаноБРЕНТАНО Клеменс [Clemens Brentano, 1778–1842] — наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков (см. "Немецкая лит-ра"). Уже в годы юности, находясь еще всецело под обаянием иенских романтиков (см. "Романтизм"), Б. претворяет полученные от них художественные формы. Правда, герои его романа "Godwi" [1801–1802] и комедии "Ponce de Leon" [1804] напоминает героев Тика (см.), но уже в "Godwi" он пародийно разрушает форму иенских романтиков; вместе с тем Брентано вводит новый, неизвестный последним, мотив любви-муки, "радости-страдания". Эта тема поруганной любви, любви к падшей женщине, находит себе выражение в ряде баллад; некоторые из них ("Treulieb", "Lieb Mädel") принадлежат к лучшим произведениям немецкой лирики; на ту же тему написана и трагедия "Aloys und lsnelde" [1811]; мотив "радости-муки" объективируется в опере "Die lustigen Musikanten", с центральной трагической песней "веселых" музыкантов; внутренняя антитетичность темы отражается стилистически в pointe’ах конца. Она связана с личным переживанием — с любовью Б. к Софии Меро [1761–1806], его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой к-рой Б. овладел еще до издания "Des Knaben Wunderhorn" (о последнем см. "Арним"). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б. прибегает только пародийно, как напр. в "Чудесной истории часовщика Богс", написанной в сотрудничестве с Герресом [1807]. Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате "Die Philister vor, in und nach der Geschichte" [1811], а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему — "радости-страдания". Брентано долгие годы скитался по Германии [1806–1816] и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его "смиренной простодушной верой" находит себе выражение в "Aus der Chronika eines fahrenden Schülers" [1818]; в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла "Geschichte vom braven Kasperl und vom schönen Annerl" [1817]; введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы — старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле "Die mehreren Wehmüller und ungarische Nationalgesichter" [1817]. Наконец в своих сказках [1805–1811] Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, к-рой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета. Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в "Romanzen vom Rosenkranz", где путем отречения искупают грех земной жизни три девы — три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля (см.). Еще один шаг — отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель [1817], переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. В Дюльмене, вернувшись к католичеству, поэт записывает "откровения", ясновидящей монахини Екатерины Эммерих [1818–1823]; его поэзия подчиняется задачам католической пропаганды.

 Библиография:  I. Полное собр. сочин. под ред. Schüddekopf K., в 18 тт., München, 1910; Избр. сочин. издавались много раз; первое собр. сочин. изд. Brentano Christ., 9 тт., Frankfurt a/M., 1852–1855; отдельные произв. издавались Görres’ом, Prietz, Amiung и др.
II. Помимо общих трудов по романтике: Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, П., 1919; Diel J. B., C. B., 2 Bde, Freiburg, 1877; Steig R., Achim v. Arnim und C. B., Stuttgart, 1894; Kerr A., Godwi, Berlin, 1898; Roethe G., B.’s Ponce de Leon, Berlin, 1901; Schellborg W., Untersuchung des Märchens "Gockel, Hinkel und Gackeleia", Münst., 1903; Amelung H., Briefwechsel zwischen B. und Sophie Mereau, 2 Bde Lpz., 1908; Schubert K., B.’s weltliche Lyrik, Breslau, 1910; Steig R., B. und die Brüder Grimm, Stuttgart, 1914.
Р. Шор

Другие люди и понятия:

Брет-Гарт

Брет-ГартБРЕТ-ГАРТ Фрэнсис [Francis Bret Hart, 1839–1902] — северо-американский писатель и поэт. Р. в городке Албании штата Нью-Йорк, где отец его был преподавателем греческого яз. в колледже. Б.-Г. был попеременно:… Полная информация

Бретон

БретонБРЕТОН Андре [André Breton] — франц. писатель, один из виднейших представителей дадаистского движения. Типичный литературный "вождь" — его имя значится под многочисленными манифестами… Полная информация

Бретон де лос Эррерос

Бретон де лос ЭрреросБРЕТОН де лос ЭРРЕРОС Мануэль [Manuel Breton de los Herreros, 1796–1873] — испанский драматург и поэт. Автор ряда пьес, написанных в манере Л. Фернандеса Моратина, романтических драм и мещанских комедий; из них… Полная информация