Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Бурже

БуржеБУРЖЕ Поль [Paul Bourget, 1852–] — французский писатель. Р. в Амьене, слушал лекции в Париже в "Школе высших наук" и первоначально готовился стать ученым лингвистом по классическим яз., но увлекся лит-рой и стал писать стихи, под сильным влиянием А. де Мюссе (см.) и Ш. Бодлера (см.): "Poésie" (Стихи, 1872); "La vie inquiète" (Жизнь без покоя, 1875); "Edel" (Эдель, 1878); "Aveux" (Признания, 1882). Одновременно Б. занимается обрисовкой портретов излюбленных авторов. Посвященные им статьи никак нельзя назвать критикой в собственном смысле слова, но и без того субъективная трактовка писателей в очерках Б. "Essais de psychologie contemporaine" (Опыт современной психологии, 1883) и "Nouveaux Essais" [1885] интересна как яркая иллюстрация воздействия на Б. Бодлера, Ренана (см.), Тэна (см.), Флобера (см.), Тургенева (см.) и особенно Стендаля (см.). Одновременно [с 1883] Б. начинает писать романы, сделавшие его имя широко известным. Два писателя определили направление Б.: прежде всего Стендаль, родоначальник психологического романа, открыто признан самим Б. учителем в области психологического анализа; потом несомненно влияние Достоевского (см.), о к-ром сам Б. однако умалчивает. Характерной особенностью этих влияний является их неполнота и такое перекрещивание, к-рое почти исключает друг друга: Стендаль, тонкий и четкий аналитик, был прямой противоположностью католичеству и политическому консерватизму Б.; Достоевский, давший французскому писателю его основную идею "очистительного значения страданий", нисколько не вывел Б. из замкнутого круга аристократических персонажей его лит-ого обихода. Тонкое и умное описание душевной жизни героев, анализ их страстей, любовных мук и страданий влекут за собою описание их душевных кризисов, имеющих чисто субъективное и индивидуалистическое значение. Б. не дает своим страдающим героям никакого общественного выхода кроме христианства в готовой форме католической догмы. Тем не менее формально его романы выполнили огромную роль в развитии французской лит-ры, и для понимания ее явлений знание Б. необходимо. В период после 1883 написаны крупные романы Б., из к-рых большинство переведено на русский яз. В настоящее время их насчитывается около 45 томов. Романы первого периода значительно разнятся от последних: "L’Irréparable" (Непоправимое, 1884); "Cruelle énigme" (Жестокая загадка, 1885); "Crime d’amour" (Преступление любви, 1886); "Mensonges" (Ложь, 1888) и в особенности пользовавшийся большим успехом в России роман "Le Disciple" (Ученик, 1889) — характеризуют Б. первого периода. В последнем романе, где подлинные герои — идеи и философские системы, Б. очень тонко ставит вопрос об ответственности ученых, философов, писателей за высказываемые ими взгляды, влияющие на жизненный путь новых поколений. Художественно изображая этическое формирование "Ученика", или вернее "последователя", Б. решает вопрос об ответственности утвердительно. Отсюда своеобразный морализм Б. Анализируя волнения и любовные переживания исключительно верхушечного слоя французского общества, давая точную и потому необходимую документацию своего изучения, Б. свое "очищающее страдание" рекомендует скорее в качестве возрождающей индивидуальную психику силы, чем способа регулирования общественных отношений. Он настолько полюбил своих героев, зажиточных людей, могущих культивировать богатые и сложные переживания, что начинает в своих произведениях проводить реакционную идею о необходимости сохранить ту среду, в к-рой он как автор черпает материал. Поэтому Б. второго периода — враг демократии, враг социализма (демократия — Калибан в романе "L’étape"), сторонник отживших форм брачных отношений ("Le Divorce" — "Развод"), проповедник закона возмездия каких-то нечеловеческих сил ("Le David"). В романе, вышедшем накануне войны 1914–1918, в огромном двухтомном произведении в 700 страниц "Le Démon du Midi" (Полуденный бес) Бурже утверждает наличие в обществе и в человеке религиозного инстинкта и заявляет себя сторонником незыблемости уклада католической церкви. В 1894 Бурже избран во Французскую академию.

 Библиография:  Собр. сочин. Б., 10 тт., СПБ., 1903; Батюшков Ф. Д., Критические очерки и заметки, ч. 1, СПБ., 1900; Pellissier G., Études de littérature contemporaine, P., 1900; Strowski F., Tableau de la littérature française au XX siècle, P., 1924.
А. В.

Другие люди и понятия:

Буриме

БуримеБУРИМЕ [франц. bouts rimés — рифмованные окончания] — стихи, к-рые пишутся на заданные рифмы. Классические правила Б. следующие: 1. рифмы должны быть по возможности необычными и заключать… Полная информация

Бурлеска

БурлескаБУРЛЕСКА [итал. burlesca, от "burla" — шутка, забава] — один из жанров комической поэзии, возник в лит-ре Возрождения (Francesco Berni, "Le Rime Burlesche", 1520) и обозначал пародию, в к-рой "возвышенная"… Полная информация

Бурнаш

БурнашБУРНАШ Фатхи[1893–] (Бурнашев) — выдающийся современный татарский поэт-драматург, член ВКП (б). Несмотря на относительную молодость и короткую лит-ую деятельность (печататься начал с 1917), Б. успел… Полная информация