Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Бересфорд

БересфордБЕРЕСФОРД Джон Девис [John Davys Beresford, 1873–] — английский писатель. Сын каноника. Начав писать уже в 16 лет, Б. однако в 1904 уничтожил все написанное до этого времени. Одно время был архитектором, с 1908 стал рецензентом "Punch" и "Westminster Gazette", а через три года опубликовал первый том своей трилогии "История Якова Сталя". Обычные герои Б. — представители образованных слоев бужуазного общества, пытающиеся освободиться от его узости и нетерпимости (Манинг в "Божьей строчке", 1918), от ложной морали и сексуальных предрассудков (Дикки в "Эти Линнекерсы", 1916). Изуродованные ханжеским воспитанием, бессильные активно противостоять окружающей среде, они половинчато и нерешительно воспринимают новое, не порывая окончательно со своим классом (автобиографический образ Якова в трилогии "История Якова Сталя", "Искатель правды", 1912, "Невидимый случай", 1915, Мильхуш в "The Gervaise Comedy", 1919). Социальные верования Б. с наибольшей полнотой выступают в его романе "Революция" [1921], в к-ром он противопоставляет консервативно-обывательской Англии толстовство и "идеализм без наказания и страха".
Б. — мастер психологического романа. Показывая своих героев в моменты кризиса, крушения устоявшихся принципов, он тщательно обрисовывает эволюцию их психики, внутреннюю борьбу и противоречия, связывая в то же время психику с внешним миром вещей, органически сцепляя окружающее с внутреним миром. Творчество Б. в основном протекает по реалистическому руслу, лишь два сборника относятся к фантастическому жанру. В "Хэмпденширском чуде" [1911] Б. дает образ человека, обладающего необычайным умом, но все же не могущего понять жизнь целиком и остающегося вне ее. В "Гусенках" [1913] Б. изображает гибель Европы и Америки, уничтожаемых страшной чумой. Женщины однако остаются и создают общество, основанное на новой морали. Последние произведения Б.: "Приманка" [1927] — типичный "роман для летнего чтения", не заслуживающий никакого внимания; "Обои" [1927] — продолжение линии характерного для Б. "неореализма" — сочетания внутренних переживаний с внешним миром. Но в данном романе былая материалистичность этого метода уже утеряна Б., внешнее из вещи превратилось в символ, реалистический показ действительности сменяется мистицизмом. Это свидетельствует о кризисе в творчестве писателя, признаки чего намечались уже в его "Знаках и чудесах" [1921] и "Пленниках Хартлинга" [1922]. Б. написаны также три пьесы: "Королевское сердце" (вместе с А. С. Крэвеном), "The Compleat Angler" и "Хоуард и сын" (вместе с К. Ричмондом). Критические работы: "Г. Д. Уэлс" [1915] и (в сотрудничестве с К. Ричмондом) "У. Форд" [1917].

 Библиография:  I. На русск. яз. перев.: Дом № 73 (в подлиннике "House-Mates"), М., 1927.
II. Brimley Johnson R., Some Contemporary Novelists (Men), L., 1922.
С. Динамов

Другие люди и понятия:

Бержерак-де

Бержерак-деБЕРЖЕРАК-де [Cyrano Savinien de Bergerac, 1619–1655] — французский писатель. Вел жизнь, полную авантюр, участвовал в движении фронды (последняя попытка феодализма отстоять свою самостоятельность от… Полная информация

Берзин-Земелис

Берзин-ЗемелисБЕРЗИН-ЗЕМЕЛИС Ян [1881–] — латышский критик-марксист. Сотрудничал в леводемократических изданиях 1905–1914. Выступая против провинциальной ограниченности и идейного оскудения буржуазных и… Полная информация

Беркень

БеркеньБЕРКЕНЬ Арнольд [Arnaud Berquin, 1749–1791] — французский, преимущественно детский писатель. В 1774 появились его изящные идиллии и романсы, к-рые были в свое время довольно популярны, однако скоро он стал… Полная информация