Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Б

К оглавлению

Бирс

БирсБИРС Амброз [Ambrose Bierce, 1842–1914] — значительнейший после Эд. По американский писатель "страшного" жанра [предшественники Б. — Ч. Браун, Н. Хоторн, Ф.-Д. О’Бриен (см.)]. В течение гражданской войны Б. был в рядах армии северян, затем занимался журналистикой. В 1913 он исчез из Нью-Иорка и лишь через несколько месяцев от него было получено письмо из Чихаагуя. После этого о судьбе Б. не было никаких достоверных сведений. Только в 1924 стало известно, что он был расстрелян как шпион по распоряжению генерала Вилла, в армии к-рого он находился.
"Словарь дьявола" (The Devil’s Dictionary, 1888–1903) Б. показывает, что он мог бы стать выдающимся сатирическим писателем (выдержки напечатаны в № 1 "Вестника иностранной лит-ры" за 1928). Но Б. — непримиримый противник социализма, был художником упадочнических слоев деклассированной интеллигенции, и социальная беспочвенность этой группы стала препятствием для дальнейшего развития Б. как писателя-сатирика. В двух сборниках рассказов: "В середине жизни" (In the Midst of Life, 1891) и "Могут ли быть такие вещи?" (Can such things be, 1894) проявляется исключительное мастерство Б.-новеллиста. Взяв заглавие первой книги из фразы "В середине жизни мы находим смерть", Б. в своих рассказах обращается исключительно к сверхестественному и кошмарному; в действительности он видит только смерть и разрушение. Лишь иногда Б., как По и О’Бриен, дает описываемым им необычайным происшествиям реалистическое обоснование.
После Б. "страшный" жанр в американской лит-ре уже не имел сколько-нибудь значительных художников; писатели-упадочники, попрежнему обращаясь к кошмарным сторонам действительности, уже не прибегали к сверхестественному их объяснению [Ш. Андерсон (см.) и др.]; это явилось следствием укрепления их связи с действительностью и общего усиления реалистических и социальных тенденций в американской лит-ре.
При жизни Б. не пользовался популярностью, был вынужден сам издавать свои книги, но после смерти не только американская, но и западная критика стала проявлять к нему усиленный интерес, и его произведения были переизданы.

 Библиография:  I. Русск. перев.: Происшествие на мосту через Совиный ручей (An occurence at Owl Creek Bridge), сб. "Американская новелла", СПБ., 1923; Настоящее чудовище (In the Midst of Life), Л., 1926; Страж мертвеца, "30 дней", 1926, № 2, с заметкой о Б. Вл. Азова.
II. Синклер Э., Искусство Маммоны, Л., 1926; O’Brien E. L., The advance of the Amer. Short Story, N.-Y., 1923; De Castro A. D., Portrait of A. B., N.-Y., 1929.
Д.

Другие люди и понятия:

Бирюков

БирюковБИРЮКОВ Павел Иванович [1860–] — биограф и последователь Л. Н. Толстого, из дворянско-поместной семьи. Автор четырехтомной биографии и редактор полн. собр. сочин. Л. Н. Толстого в изд. Сытина… Полная информация

Биспель

БиспельБИСПЕЛЬ [среднев. нем. bîspel — новонемецк. Beispiel] — форма средневековой немецкой дидактической поэзии — изложенная в двустишиях краткая притча (см.) о людях, животных или растениях,… Полная информация

Бихбуди

БихбудиБИХБУДИ Мухаммед ходжа [1874–1919] — узбекский писатель, публицист и педагог, основоположник новой узбекской лит-ры; из духовенства. Свою публицистическую деятельность Б. начинает с 1901. Сперва Б…. Полная информация