Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Вид

ВидВИД Густав [Gustav Wied, 1858—1914] — датский писатель. Происходя из бедной семьи, В. прожил полную лишений и нужды юность, был приказчиком книжной лавки, писцом у адвоката и только 28 лет сдал экзамен на домашнего учителя. Все неудачи общественного парии — вплоть до тюремного заключения, — испытанные им лично, он отразил в своих произведениях, в к-рых неизменно звучит протест против лжи буржуазного общества. В. — интеллигент бунтарского типа, страдавший от противоречий жизни, с которыми боролся в творчестве, но из-за которых сам покончил самоубийством. В 1891 он дебютировал первой книгой "Силуэты", за которой последовал ряд сборников реалистических новелл и романов. Большинство произведений первого периода творчества В. отображает его личные черты, однако в более или менее обобщенном виде. Автобиографические элементы переплетены в них с социальной проблематикой ("Детские души" — "Barnlige Själe", 1893; "В юные годы" — "Ungdoms Historier", 1895; "Человеческое детство" — "Menneskenes Börn", 1894; "Веселые истории" — "Lystige Historier", 1896 и пьеса "Эротика", 1896).
Если В. — ученик Брандеса и Шандорфа в первый период своей деятельности, то его творчество второго периода окрашено модернизмом, влиянием пессимизма Стриндберга; оно носит сатирический характер. В. переходит к большой форме романа и комедии нравов. Роман "Родственники" (Slägten, 1898) явился прелюдией к сильной социальной трилогии "Воплощенная злость" (Livsens Onds Kab, 1899—1912), первая часть к-рой представляет собой широкую панораму буржуазного быта Дании, а вторая и третья ("Карлсбадское путешествие Воплощенной злости" и "Пастор Серенсен и К°") являются обличением условностей и лживости буржуазной культуры в целом, как и его драматическая тетралогия (I ч. — "Знать", II ч. — "Духовенство", III ч. — "Мещанство", IV ч. — "Крестьянство"). Высшего расцвета талант В. достиг в язвительно-резком романе против датской аристократии — "Наши предки ели селедки" [1913], в самом пессимистическом из всех его романов — "Танцующие мыши" и в сборнике наиболее зрелых новелл — "Circus Mundi". В последний год жизни В. выпустил сборник сказок "Таковы мы, люди", в стиле сказок Андерсена. По манере письма В. — импрессионист-реалист. Произведения его переведены на все европейские яз., переводились частью и на русский [1908—1911].

 Библиография:  I. Русские переводы Вида: 2×2=5; М., 1908; Веселые истории, П., 1909; Гордость города, П., 1909; История наших ближних, М., 1911; Эротика, перев. под заглавием "Нашла коса на камень, или первая скрипка", П., 1911.
II. Jörgensen J., Geschichte der dänischen Literatur, München, 1908; Walter Hjalmar Kotas, Die skandinavische Literatur der Gegenwart seit 1870, Wiesbaden, 1925.
Р. Куллэ

Другие люди и понятия:

Видади

ВидадиВИДАДИ [1708—1809] — по прозвищу Молла-Вели — ближайший друг Вакыфа (см.) — один из основоположников и талантливых представителей лит-ры тюрков Азербайджана в XVIII в. Род. в местечке Шейхлу,… Полная информация

Виддунас

ВиддунасВИДДУНАС Вильгельм Староста [1867—] — один из крупнейших современных литовских писателей-символистов. В. — также общественный деятель в так наз. "Малой Литве" (области Тильзита, Мемеля):… Полная информация

Видения

ВиденияВИДЕНИЯ — повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют… Полная информация