Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Воззвание

ВоззваниеВОЗЗВАНИЕ — обращение к широким кругам населения, заключающее в себе призыв к действенному выступлению. Являясь одним из средств, при помощи которых активное внимание масс направляется на тот или иной жгучий вопрос государственной, политической жизни, В. играет особенно заметную роль в периоды напряженных политических событий, решительных сдвигов и т. п. Так воззваниями богата эпоха Великой французской революции, революции 1905, империалистической войны 1914, Октябрьской революции и т. п.
С теоретической точки зрения В. представляет одну из разновидностей ораторской речи, но особенности воззвания обусловлены тем, 1. что этот ораторски-риторический жанр строится с установкой не на устное произнесение, а на печатное (письменное) воспроизведение и 2. что — в связи с этим — В. должно "говорить" само за себя, должно (как плакат, особенно распространенный в те же эпохи, что и воззвания) "ударять" по читающему его, ибо оно обращается не к более или менее ограниченной аудитории, подобно ораторской речи, а к широкой массе, лишенной непосредственного воздействия на нее оратора.
Первая из отмеченных особенностей В. требует максимального переключения эмоциональности, пронизывающей вообще всякую ораторскую речь, из внесловесного плана (голосовые средства оратора, его жесты, мимика и т. п.) в словесный. Так. обр., если в ораторской речи должна с предельной ясностью ощущаться композиционная установка, т. е. отчетливое использование всех приемов расположения словесного материала для развития темы, то эта установка с тем большей четкостью должна быть дана в воззвании. Отсюда повторение, — являющееся одним из главнейших композиционных и стилистических приемов ораторской речи, т. к. благодаря ему тема речи все время остается на виду и поддерживается ее эмоциональная напряженность, — может считаться едва ли не основным (определительным) композиционно-стилистическим принципом воззвания.
Так как (в силу второй из указанных особенностей) В. должно отличаться особой емкостью и "броскостью", то возможность повторений и других приемов ограничивается размерами В. Ставя себе целью непосредственное воздействие, В. имеет обычно легко обозримые границы и отчетливое членение (отсюда важная роль в ней абзаца), что облегчает целостность его восприятия, а также и силу эмоционального упора. Вследствие этого зачин и концовка В. являются естественными его "вершинами", как бы перекликающимися друг с другом, из которых одна устанавливает обусловленность В., а другая — тематическую его устремленность. См. напр. В. к рабочим и красноармейцам Петрограда (во время наступления Юденича в 1919), подписанное В. И. Лениным, которое начинается словами: "Товарищи. Наступил решительный момент. Царские генералы еще раз получили припасы…" и т. д., а кончается так: "…держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца. Победа недалека. Победа будет за нами".
К жанру В. близок "манифест" (см.) (политический, лит-ый и т. п.), который однако отличается от В. некоторыми особенностями стиля и композиции.
Я. Зунделович

Другие люди и понятия:

Вознесенский

ВознесенскийВОЗНЕСЕНСКИЙ Александр Николаевич [1888—] — современный литературовед формально-социологического направления, профессор Белорусского университета. Библиография: Основные работы:… Полная информация

Войнич

ВойничВОЙНИЧ Этель Лилиан [Ethel Lilian Voynich, 1864—] — английская писательница, дочь видного английского ученого и профессора математики Джордж Буль. Выйдя замуж за В. М. Войнича, польского литератора,… Полная информация

Войнович

ВойновичВОЙНОВИЧ [Vojnović, 1857—] — один из виднейших хорватских драматургов. Родился и вырос в Дубровнике, на берегу Адриатического моря. Свою лит-ую деятельность начал рядом новелл, сонетов и слабой… Полная информация